У Витебской епархии БПЦ впервые за почти столетие появились местночтимые святые
В Витебске 3-4 ноября прошли церковные торжества по случаю прославления двух новых белорусских православных святых – священномученика Николая Околовича и исповедника Христова Владимира Еленевского. Таким образом, впервые за почти столетие, после революции 1917 года, у Витебской епархии появились свои местночтимые святые. В торжествах по этому поводу участвовали все 12 архиереев, члены Святого Синода Белорусской православной церкви во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.
4 ноября по случаю канонизации подвижников православия в Свято-Троицком Марковом мужском монастыре прошли водосвятный молебен и Божественная литургия с чинопрославлением новых святых земли Витебской. В это воскресенье также отмечалось празднование в честь иконы Казанской Божьей Матери. Поэтому неслучайно, что в этот день в монастыре было очень многолюдно: церковь не могла вместить всех желающих.
Верующие впервые увидели освященные иконы с изображением священномученика Николая и исповедника Христова Владимира. Оба они были репрессированы советской властью за то, что не оступились от веры. И не только. Ведь, как отметил в своем «Похвальном слове» в честь новых святых Митрополит Филарет, подвижники жили, страдали и приняли смерть в то время, когда, коммунисты-богоборцы разрушали не только духовные ценности белорусов, но и «национальные устои некогда Богоносного народа».
Примечательно, что на литургии присутствовали родственники Николая Околовича – его внук Эдуард Околович со своей дочерью Еленой. Эдуард Петрович, бывший работник фабрики «КИМ», совсем недавно узнал, что его дед канонизирован за заслуги перед православной церковью. Здесь уместно будет отметить, что решение о причислении к лику местночтимых святых БПЦ протоирея Николая Околовича и мирянина Владимира Еленевского было принято Святым Синодом Белорусской православной церкви и одобрено Священным Синодом Русской православной церкви. Всего же на рассмотрение Синода было предложено 15 кандидатур подвижников православия.
Литургия закончилась крестным ходом, во время которого иконы с изображением священномученика Николая и исповедника Христова Владимира были торжественно обнесены вокруг монастыря. К слову, здание церкви в честь Казанской Божьей Матери на его территории является памятником архитектуры XVII века, охраняемым государством. По словам игумена монастыря, отца Саввы, в ходе подготовки к торжествам обитель получила помощь, в том числе и от городских властей. В частности, они помогли заасфальтировать дорогу, ведущую к монастырю.
Накануне прославления, 3 ноября, архиереи провели в 10 храмах Витебска вечерние богослужения в память о Николае Околовиче и Владимире Еленевском. В главном храме Витебской епархии – Свято-Покровском кафедральном соборе – службу провели Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, а также архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий и епископ Бобруйский и Быховский Серафим.
В этот же день состоялось заседание Святого Синода Белорусской православной церкви. Отметим, что приезд сразу всех архиереев стал для Витебска знаменательным событием, так как в нашем городе Синод БПЦ в последний раз собирался 15 лет назад, в 1992 году.
Историческая справка: Протоирей Николай Околович (1863 – 1934 гг.) являлся одной из видных фигур в противостоянии внутрицерковному расколу в Витебске в 1919-1931 годах, служил в храмах Витебска. Благодаря ему изъятие православных ценностей в 20-е годы XX века происходило без кровопролития, а многие священные для верующих предметы остались в распоряжении церкви. В 1931 году Николай Околович был помещен в тюрьму по обвинению «в антисоветской и антиколхозной деятельности», и через три года скончался в ссылке. Место его захоронения неизвестно. Реабилитирован в 1989 году прокуратурой Витебской области.
В историю православия мирянин, юрист по образованию, Владимир Еленевский (1874 – 1954 гг.) вошел как активный участник церковной жизни, неоднократно подвергавшийся арестам в 20-30-е годы XX века за свою подвижническую деятельность. В конце жизни написал очерк по истории противостояния обновленческому расколу в Витебской епархии. Реабилитирован в 1989 году.