Представляем мгновения IFMC–2007:
Встречи. Контакты. Мнения
На пресс-конференции в день открытия фестиваля его участники – москвичи Николай Огрызков и Сергей Мандрик (Москва), Ренэ Ныммик (Эстония), Ольга Скворцова и Дмитрий Залесский (Минск) делились своими взглядами на витебский фестиваль современную хореографию.
Когда разговор коснулся бюджета фестиваля, Николай Огрызков, заметил: «Мне кажется, современное искусство не может быть богатым. Очень очевидна идеалистическая атмосфера фестиваля. Сюда приезжают люди, которые ценят творчество, а не в погоню за длинным рублем».
Школа современного танца Николая Огрызкова существует в Москве (в самом центре, на Арбате) уже 18 лет. Она готовит профессиональных артистов современного танца.
«Мы – ровесники витебского фестиваля, – рассказал Николай Огрызков. – Мы существуем вопреки тому стилю, который сейчас популярен в Москве. Наша школа не вписывается в современное коммерческое искусство. Ведь есть разный танец – для ночных клубов, классический и т. д. Для человека, целью которого является обогащение, люди, занимающиеся чем-то духовным – зло. В Витебске мы отдыхаем душой. Современный танец – это не просто техника, а мировоззрение, вера, – считает известный хореограф. Школа витебского фестиваля заключается в том, что он учит самому главному – тому, что должно оберегать душу от господства материальных соблазнов. Многие здесь на фестивале решали посвятить свою жизнь современному танцу. Считаю, что как 20 лет назад, так и сейчас, IFMC не потерял своей актуальности. В России ничего такого фестиваля нет, там все делается для галочки, хотя и бюджеты огромные, и площадки великолепные».
Выпускники Школы танца Николая Огрызкова почти без исключения поступают в академии и школы танца Франции, Германии.
Сергей Мандрик и Ольга Скворцова когда-то делали первые шаги в хореографии в ансамбле танца "Зорька". У Сергея сейчас свой балет "Street jazz" в Москве". Я начинал в Витебске, в молодежном клубе "Свеча" танцевал брэйк-данс, мы тогда доставали видео- и учились по нему танцевать. Витебский фестиваль был первым в моей жизни, тогда он назывался "Белая собака". Хорошо, что фестиваль год от года растет, мы получаем здесь положительный творческий заряд, которого хватает на целый год. Это очень много значит для танца. Сейчас масса сайтов, где можно посмотреть все, но прочувствовать эту атмосферу можно только здесь».
Ольга Скворцова и Дмитрий Залесский, у которых сейчас в Минске свой театр современной хореографии «D.O.Z.K.I.», считают, что они выросли на витебском фестивале: «Это очень хороший образовательный проект. Сюда стекается очень много информации, и нужно быть очень ленивым человеком, чтобы этого не заметить».
Рассказывает руководитель группы ""Fine 5" Ренэ Ныммик (Эстония): "Для нас этот фестиваль очень важен. В 1991 году нас здесь окрестили: мы сидели в кафе, а кто-то проходивший мимо заметил: вон прекрасная пятерка сидит! С этого все и началось: мы создали свою хореографическую программу на пять танцоров. С тех пор нам удалось много раз побывать в Витебске, познакомиться с прекрасными хореографами. Первый раз мы приехали, когда у нас еще было единое государство, сейчас мы разные, но я думаю, что искусство танца модерн может объединить людей. Современный танец – это индикатор демократии в стране. Здесь есть то, что сейчас редкость – бережное отношение к хореографии, приятное профессиональное общение. В начале 90-х г.г. современного танца в Эстонии вообще не было. Сейчас мы уже не те, что были 20 лет назад…»
Вот и получается, что, ведя речь об IFMC, можно говорить о неповторимом культурном явлении в жизни Беларуси, которое повлияло на развитие культуры в странах Ближнего зарубежья.
На открытии юбилейного «» дипломы Золотого фонда фестиваля были вручены пятерым участникам – это «Fine 5» (Эстония), Пермский государственный театр "Балет Евгения Панфилова", Сан Ю (Пекинская Академия танца) и балет "Тад" Гродненской областной филармонии.
Презентации: Олег Левенков и его «Джордж Баланчин»
На фестивале состоялась презентация книги директора фестиваля "Дягилевские сезоны" кандидата искусствоведения Олега Левенкова "Джордж Баланчин", посвященной судьбе и творчеству величайшего хореографического гения XX века. Монография О. Левенкова – первый опыт изложения жизненного и творческого пути Д. Баланчина на русском языке. Пока написана только первая часть книги, в которой автор также уделяет внимание уникальному творческому наследию Баланчина, интересным фактам его жизни.
Совершенно не случайно исследователи истории балетного театра соотносят его имя с именами выдающихся творцов эпохи. Процесс создания книги – это история 20-летней давности, автору пришлось освоить английский язык, изучать биографическую литературу, заниматься исследованиями. Пермь – Петербург – Москва – Лондон – Нью-Йорк – на протяжении этого пути собирался материал. У книги три источника – история искусства, танец и личность Д. Баланчина.
«Баланчин смог сделать классический танец современным искусством, –рассказал О. Левенков. – Эта книга о величии классического танца, которому Джордж Баланчин посвятил свою жизнь. Балетмейстер, который «слышал танец и видел музыку», осуществил более 400 хореографичесих постановок. Он был директором Русского балета С. Дягилева, создателем русского балета в Монте-Карло, театра классического балета в Америке, организовал там три фестиваля. Мне удалось описать две трети жизни знаменитого балетмейстера – с его детства до 1957 года».
Олег Левенков отметил, что Марина Романовская одна из первых оценила талант Панфилова, а организаторы Дягилевского фестиваля, в свою очередь, отметили ее вклад в развитие современной хореографии. На «Дягилевских сезонах» представляются оперы, балеты, симфонические концерты.
Фотохореография
В рамках IFMC–2007 в концертном зале "Витебск" работала фотовыставка Ивана Асташонка "Первый ряд, 16-е место". Серия работ витебского фотохудожника – это взгляд фотографа из зала попытка запечатлеть неповторимые мгновения танца, своеобразный фоторепортаж с прошлогоднего фестиваля. Вдохновили И. Асташонка на создание этой серии работ артисты IFMC–2006.