Валентин ЕЛИЗАРЬЕВ: «Я во все верю и живу надеждой…»
Встреча с выдающейся личностью всегда праздник. IFMC подарил журналистам общение с талантливым балетмейстером, директором Национального академического Большого театра балета РБ, профессором Белорусской государственной академии музыки Валентином Елизарьевым.
В 26 лет он открыл новую страницу в истории белорусского балета, став главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси. Балеты Елизарьева сформировали тип новой балетной драматургии, сделали хореографа одним из наиболее интересных деятелей современного европейского балетного театра и стали классикой современной хореографии. В 1996 г. В. Елизарьев был награжден звание «Лучший хореограф года» и призом «Benois de Danse» Международной ассоциации танца. Елизарьев ставил спектакли в Ленинграде, Москве, Любляне, Стамбуле, Варшаве, Токио, Анкаре, Киеве. Представляем фрагменты беседы с Валентином Николаевичем ЕЛИЗАРЬЕВЫМ талантливым и мудрым человеком, с именем которого связано мировое признание белорусской хореографии.
– Валентин Николаевич, вы Народный артист СССР, хотя союза уже давно не существует…
– Считайте, что я Народный артист 15 народных республик.
– Валентин Николаевич, каково ваше отношение к современному танцу?
– Я занимаюсь этим по движению души. Хотя моей профессией является развитие классического балета. Модерн танец (дословно – новый танец) – это другая школа, другая система подготовки. Танцовщики, которые подготовлены в классической школе, могут танцевать модерн, а обратно – нет. Если нет классической школы, из современного танца в классический пути нет. Обычно в современный танец идут юноши и девушки, которые уже сложились как классические танцовщики. Танец модерн находится в развитии, в нем нет стабильной основы. Азы незыблемы, а дальше все зависит от фантазии автора. Хороший танец есть там, где есть интересный автор, это театр личности. Без талантливой личности хореографа модерн не существует. В современном танце все иначе, чем в классическом. Танец модерн и классический танец не антагонисты. Я хочу, чтобы у нас танец развивался. Мне довелось много видеть, и я знаю, что современный танец развивается во всех странах.
– Какие идеи вас посещают, когда вы смотрите современную хореографию?
– Все свои спектакли, все свое творчество я посвятил тому, чтобы увидеть в человеке все самое хорошее, светлое. Каждый балетмейстер ставит танец о том, как он относится к этой жизни, если видит в ней светлое – и танец получается таким же, и наоборот. В творчестве я всегда двигаюсь наощупь. У меня несколько произведений в портфеле. Я человек, который боится сделать первый шаг. Но когда его сделаешь, дальше идешь уверенно.
– Валентин Николаевич, с 2003 года вы член Совета Европы по культуре. Чем занимается этот Совет?
– Это орган, который вырабатывает законы о культуре и предлагает их другим государствам. А уж их дело – воспользоваться этими законами или нет.
– Как вы отдыхаете?
– Обычно я прихожу уставший, сажусь в кресло и засыпаю…Последнее время очень много дел.
– Валентин Николаевич, вы когда-нибудь танцуете?
– (Улыбается). Танцевал две недели назад на собственном юбилее.. В обычной жизни крайне редко.
– Вы недавно отметили свое 60-летие. Какой подарок оказался для вас самым ценным?
– Самый ценный подарок – приезд артистов из разных концов света – из Литвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Японии, Китая. Они откликнулись на мое приглашение, приехали и танцевали на юбилее бесплатно!
– Если представить балет балет будущего – классический и модерн – каким вы его видите?
– Я верю в развитие всех направлений. Каждый день нужно делать какой-то новый шаг, иначе – зачем мы живем? Нигде в мире не существует частных Больших театров. Без поддержки государства здесь не обойтись. Это дорогое элитное искусство с большой расходной частью. В нашей стране люди тянутся к нему, у нас постоянно полные залы, много молодежи. Я сейчас отношусь серьезно к детской аудитории. Я во все верю и живу надеждой.