Научные чтения о Витебской художественной школе
Научные чтения, посвященные историко-культурному наследию Витебской художественной школы, прошли в Центре современного искусства 4-5 декабря. В них приняли участие искусствоведы из Беларуси, России, Франции, Голландии, представители городской власти.
Основной задачей научных чтений было представить и обсудить концепцию развития музея «Витебский центр современного искусства», цель работы которого – сохранение и возрождение традиций великих художников, творивших в Витебске в первой половине ХХ века. Понятие «Витебская художественная школа» – жемчужная часть культуры Беларуси, оно введено в историю европейской культуры и ассоциируется с именами Ю. Пэна, М. Шагала, К. Малевича, Л. Лисицкого и других мастеров.
Концепция Центра современного искусства была рассмотрена как многофункциональный проект, задачи которого – воссоздание и сохранение наследия, актуализация и популяризация всех форм современного искусства. Авторы научных докладов, посвященных будущему музея, опирались на опыт подобных учреждений Голландии, Франции (Национальный центр искусств и культуры имени Жоржа Помпиду), России (музей имени В. Маяковского).
В рамках чтений состоялась презентация программы национальной Студии современных искусств Франции и показ фильма директора Студии, кинорежиссера Алена Флешера (Франция). «Для меня очень значительным было открытие тех событий, которые произошли здесь в 20-е годы, – говорит Ален Флешер.– Это очень важно для всей истории 20 века. Эхо этих событий мы видим сейчас во всех музеях мира. Школа Витебска – это пересечение всех художественных дисциплин. В школе современных искусств, которую я возглавляю, все дисциплины перекрещиваются, начиная с визуальных искусств, заканчивая цифровыми технологиями».
Во время научных чтений в зале ЦСИ демонстрировалась выставка учеников студии Александра Малея, где обучение проходит по авторской программе, по которой ученики работают бок о бок с учителем, возрождая старые традиции Витебского народного художественного училища (в своей работе они охватывают все направления живописи – от реализма до современных направлений). «Я думаю, что центр современного искусства должен состоять из двух частей, – считает А. Малей, – это историческая и современная, которая бы отслеживала современное искусство. Выставочный зал должен быть хорошо оборудован, чтобы мы могли увидеть произведения музеев Санкт-Петербурга, Москвы». А. Малей представил свои рекомендации к художественному оформлению будущего музея.
Организаторами научных чтений выступили Витебский горисполком и учреждение культуры «Музей «Витебский центр современного искусства».