В Духовском круглике создают галерею княжеских портретов
В выставочном зале «Духовской круглик» открылась галерея исторических персон, способствовавших процветанию Витебска, сообщает БЕЛТА. В галерее пока только два портрета – великого князя Великого княжества Литовского Ольгерда и его супруги Ульяны (Юлиании) Тверской. Однако в будущем центр культуры «Витебск», в состав которого входит выставочный зал, намерен пополнять галерею княжеских портретов. Предполагается, что вскоре здесь появятся портреты основательницы города княгини Ольги, князя Василько Брячиславовича, Александра Невского и других исторических личностей.
-Фактически, Ольгерд и Юлиания являются основателями того Витебска, который существует сегодня. Именно благодаря им город начал развиваться, не пришел в упадок с течением времени. Именно при Ольгерде Витебск вошел в состав Великого Княжества Литовского, при нем началось строительство каменных сооружений. Фактически, жто был второй каменный замок на белорусских землях. Несмотря на то, что Витебск не был столицей ВКЛ, здесь долгие годы фактически находилась резиденция князя Ольгерда, который прожил тут почти полжизни. Именно отсюда Ольгерд отправлялся в походы на Киевщину, Черниговщину, на Москву. После смерти князя город отошел под управление его жены Юлиании. Если бы не Ольгерд и его супруга, не исключено, что Витебск сейчас был бы просто красивой деревней, подобно Друцку. В свое время Друцк и Витебск были городами одного уровня, однако потом один пришел в упадок, а другой продолжал развиваться, - комментирует краевед, кандидат исторических наук Николай Пивовар.
Художник Игорь Дуров, автор исторических реконструкций витебских замков и памятников архитектуры, рассказал, что в работе над портретами столкнулся с немалыми трудностями, в первую очередь потому, что облик князя и княгини пришлось не просто воссоздавать, но большей частью даже домысливать.
- Внешность Ольгерда была описана в прусских хрониках, поэтому какое-то представление о ней я имел. А вот описания Ульяны не сохранилось. Поэтому княгиня Ульяна – собирательный образ. Я изучал старинные фрески 14-15 веков, и получилась эдакая стилизация, близкая к иконам, фрескам.
Конечно, это реконструкция, в какой-то степени фэнтэзи, но достаточно достоверная. Я отношу ее к 1375 году, когда Ольгерду оставалось жить два года, а Ульяне – лет двадцать. Кстати, на картине в оконном проеме палат, где стоит Ульяна, виден… этот самый круглик, который тогда еще не был кругликом, а квадратной башней. Интересна одежда великого князя и княгини. В то время на территории Беларуси уже господствовала готическая мода, так что одеяния знати практически не отличались от того, что носили в Европе. Ольгерд одет в рыцарское облачение, а поверх наброшен парадный плащ. Князь словно вернулся из похода, и тут его попросили попозировать для портрета. Не снимая доспехов, он надел корону, набросил плащ, взял жезл, но при этом остался с мечом.
В экспозиции Духовского круглика, кстати, можно увидеть ряд видов Витебска со времен основания до наших дней – чертежи, изображения башен, храмов, древних зданий, черно-белые и цветные снимки с пейзажами города.