Открытие IFMC: Мыши в балетных пачках, влюбленный Щелкунчик, смерть на Рождество…

Дождливо-унылую серость ноября в нашем городе уже двадцать три года подряд скрашивает Международный фестиваль современной хореографии IFMC. И почти целую неделю Витебск растворяется и согревается в этом волшебном празднике танца, его удивительной магии, загадочных образах, сотканных хореографами из музыки и пластики красивого человеческого тела.
Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

В этом году поклонников танца-модерн ждет много новых знакомств с мировыми звездами. И одно из них уже состоялось накануне – на сцене концертного зала «Витебск» в день открытия фестиваля выступил авторский театр современной хореографии «Киев модерн-балет». Балет-фантасмагория «Щелкунчик» в интерпретации руководителя этого коллектива – одного из известнейших балетмейстеров Европы Раду Поклитару, повергла витебских зрителей в культурный шок.

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Что ожидали зрители, когда поднялся занавес? Наверное, что-то вроде того, что сейчас крестный Дроссельмейер подарит девочке Мари и ее брату Фрицу рождественские подарки, среди которых будет милый уродец Щелкунчик. Затем Щелкунчик смело сразится с целой армией семиголового Мышиного короля. А потом победитель Мышиного короля станет принцем и его уродство исчезнет – ведь его полюбит прекрасная Мари. В общем, как-то так, и добро обязательно победит зло в виде отвратительных серых мышей и их козней.

Первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Карачевский и начальник управления культуры облисполкома Николай Пашинский  на открытии XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Но Раду Поклитару недаром называют «мастером скандалов в классическом балете». Это был спектакль не для детей, а для взрослых, и от классического «Щелкунчика» осталась, разве что, музыка П.Чайковского. И финал здесь очень грустный, неожиданный. На сцене – гигантские декорации с камином, старинными фонарями, причудливыми зданиями… Но никаких битв с мышами нет – грызуны в версии Поклитару очень даже милые и дружелюбные. Когда Щелкунчик освобождает Мари из клетки, мыши становятся даже друзьями этой парочки. В красивых бархатных костюмах и балетных пачках они совсем не страшные. Хвостатые так смешно отплясывают, что зрители приходят в неописуемый восторг: испанский танец Кармен на фоне красной материи для корриды, танец мышей-сумоистов, восточный танец мышей-наложниц гарема, русский танец – пародию на «Лебединое озеро». Танцуют мыши и на свадьбе Щелкунчика и Мари. И вдруг – веселье в зале гаснет: Мари стоит под руку уже не своим прекрасным принцем, а с одноглазым стариком Дроссельмейером. Противный старикашка грубо хватает нежное девичье личико и впивается в него, как вампир…

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Все это происходит во сне. Эта фантасмагория снится девочке-нищенке в лохмотьях, которая умирает на улице в ночь на Рождество. Девочка замерзшей льдинкой скатывается с крыльца, и на праздничной улице ее замечает только одинокая крыса, которая бережно подхватывает ребенка на руки.

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

И все – никаких тебе хэппи-эндов. Финал для веселого спектакля крайне жесткий. Тем более, что уже начинает потихоньку подкрадываться рождественское мандариново-радостное настроение – ожидание ёлки, чуда, волшебства и красивых сказок. Если не в жизни, то хотя бы на сцене...

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

А за час до открытия фестиваля прошла пресс-конференция. Одна из последних новостей, которую сообщила заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская, в том, что жюри конкурса и в этом году по давней традиции возглавит народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Ранее сообщалось, что председателем жюри станет хореограф из Германии Дитмар Зайфферт.

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Затем своими новостями поделились белорусские участники нынешнего международного конкурса на фестивале – хореограф и солистка театра танца «Karakuli» Ольга Лабовкина и хореограф театра танца «D.O.Z.SK.I» Дмитрий Залесский. Эти два коллектива из Минска – на сегодняшний день самые известные среди всех проектов, представляющих современную белорусскую хореографию. И во многом известность к ним пришла благодаря участию и лауреатским званиям на IFMC. После выступления на минувшем фестивале в Витебске «D.O.Z.SK.I» и «Karakuli» получили много лестных приглашений: они участвовали в 6-м фестивале европейских театров танца в Варшаве, во внеконкурсной программе Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» в Москве, гостевой программе «Зрелость» Международного форума-выставки в Дюссельдорфе (Германия), на концерте в королевском замке «Аркады» в польской столице и на других престижных площадках.

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

«Все, что с происходило с театрами D.O.Z.SK.I» и «Karakuli» за этот год, за некоторым исключением, произошло благодаря витебскому фестивалю. После него нас заметили, и белорусская хореография была представлена и в Москве, и в Варшаве, и в Дюссельдорфе», – отметил Дмитрий Залесский.

Открытие XXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

На церемонии открытия IFMC выступил первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Карачевский. Он называл витебский фестиваль «легендарным», отметил, что он неизменно «имеет успех и собирает залы», и выразил уверенность, что и в этот раз зрители получат «яркие эмоции и впечатления от креатива, который будет на этом празднике танца». «Щелкунчик» смотрели и некоторые местные чиновники, в частности, начальник управления культуры облисполкома Николай Пашинский и его заместитель Лариса Оленская.

Меткі: , , , ,

Чытайце яшчэ