Закрытие IFMC-2010: Китайский реванш, японская поэма и новая белорусская звезда
Китайцы приехали в Витебск за победой. И они ее завоевали. Впрочем, многие с самого начала фестиваля предполагали, что так и будет. Но нравится нам это или нет – главная награда IFMC-2010 досталась хореографу Лео Ли, представлявшей на фестивале Государственный ансамбль песни и танца Народно-освободительной армии Китая. Эта мудрая женщина покорила жюри постановкой с философским названием «Осмысление» – о стремлении понять сущность жизни и ее явлений.
Вместе с представителями Поднебесной на сцену в гала-концерте закрытия фестиваля в КЗ «Витебск» 28 ноября в качестве лауреатов второй премии поднимались также участники из Страны восходящего солнца. Но кое-что от лавров досталось и европейцам – белорусам и эстонцам. Отрадно, что мы Европу не посрамили.
Китайцы в Витебске привыкли побеждать. В последний раз это случилось в 2006 году. Тогда Гран-при конкурса завоевали коллеги нынешней победительницы – хореографы Государственного ансамбля песни и танца Народно-освободительной армии Китая Син На и Джан Чиан. А в следующий раз, в 2008 году, абсолютная победа не случилась: хореографы Ли Чин и Шуай Сяодюн театра оперы и балета города Ханьчжоу были отмечены всего лишь первой премией в номинации «Хореографическая миниатюра» за композицию «Оставшиеся в живых», посвященную землетрясению в Китае.
Поэтому за кулисами нынешнего фестиваля не смолкали разговоры, что участники из Пекина хотят взять реванш за 2008 год, отыграться за первую премию своих земляков. По этому поводу хореограф Лео Ли сказала журналистам: «Мы знали о том, что все предыдущие участники из Китая уезжали с успехом. Но мы не обращали на это внимания. Для нас в первую очередь было важно увидеть здесь других хореографов, другие стили и техники, поучиться европейскому искусству». Какая тонкая восточная дипломатия!
Госпожа Лео Ли осталась очень довольна фестивалем и его итогами: «Я впервые приехала в Витебск, но сразу же почувствовала теплый прием. Я увидела здесь много замечательных выступлений талантливых европейских хореографов, и мне теперь нужно осмыслить увиденное. Не буду говорить о том, что именно, но в своих будущих работах я буду использовать некоторые нюансы, моменты хореографического почерка европейцев, увиденные на этом конкурсе».
К слову, нынешний триумфатор IFMC – ансамбль песни и танца, у себя на родине далеко не последний коллектив: это крупнейшая концертная организация в Китае, состоящая из хора, танцевальной труппы, оркестра, различных творческих студий, телецентра искусств и центра сценического дизайна.
Теперь о лауреатах и обладателях специальных премий. Первую премию в номинации «Хореографическая миниатюра» завоевали наши – театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» из Минска. Хореографический эксперимент «Ничего общего», в котором Дмитрий Залесский после поездок по разным странам попытался соединить взгляд на современный танец европейского и отечественного зрителя, удался. «Гуси с красными лапами» Залесского (так называли за кулисами этот номер за то, что артисты театра «D.O.Z.SK.I.» танцевали в красных носках под веселую песенку «Жили у бабуси два веселых гуся») произвели на фестивале фурор.
Первой премией в номинации «Одноактный балет» награждена постановка «Circle Through» коллектива из Эстонии «K?lli Roosna Project». Это была интересная, хотя местами скучная, работа соло, где артистка поразила бесподобной техникой владения своим телом. Например, девушка так долго стояла на руках, что все уже, было, подумали, что она останется на сцене навсегда – в виде памятника своим красивым ногам.
В номинации «Хореографическая миниатюра» было две вторых премии. Одну из них увез театр танца «Karakuli» из Минска за постановку «Уровень завершен». Можно искренне порадоваться за очередной успех хореографа и солистки этого театра Ольги Лабовкиной – в 2009 году она удостоилась на витебском фестивале диплома в номинации «Артистизм» за исполнение главной партии в одноактном балете «Свадебка».
Вторую премию за хореографическую миниатюру получила японский хореограф Мицуэ Вакабаяши из проекта «Jazz dance studio PAL» за постановку «Shiri». Шири – это нити, из которых сплетено кимоно. Очень зрелищный и драматичный спектакль, в котором Мицуэ сан танцевала вместе со своей родной сестрой Юко, посвящался силе духа японок и красоте острова Садо, где живут сестры Вакабаяши.
Интересно, что молодые японские конкурсантки прилетели в Витебск вместе с папой и мамой – основательницей их театра. Багаж прекрасных японок содержал бесценный раритет – кимоно, которому 100 лет. Поразил зрителей и 16-метровый шелковый шарф, на котором были начертаны иероглифы японской поэмы. Да и сама Мицуэ с этим алым шлейфом была настоящей поэмой на сцене!..
Эта красивая, как статуэтка, девушка и говорит едва ли не стихами. «Меня поразило, как свежо мыслят европейцы. У вас очень чистое сознание», – отметила Мицуэ Вакабаяши.
Но мимо внимания жюри не прошло исполнительское мастерство и белорусской участницы конкурса. Солистка группы современного танца Белорусского государственного университета культуры и искусств Екатерина Квятковская получила специальную премию «За исключительное мастерство».
Специальную премию «За высокий профессионализм» завоевала хореограф театра современного танца «Fine five dance theatre» из столицы Эстонии Тиина Оллеск (постановка «Беги медленно и беги стремительно»).
Разрешилась и еще одна интрига конкурса. Премию имени Евгения Панфилова, которая с 2002 года вручается лучшему хореографу на международном конкурсе витебского фестиваля, на этот раз жюри отдало руководителю минского театра современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» Дмитрию Залесскому. (Напомним, что на предыдущем фестивале, в 2008 году, эту престижную премию получила директор Международного фестиваля современной хореографии, его основательница и постоянный организатор, заместитель генерального директора по спецпроектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская – за личный вклад в развитие современной белорусской хореографии).
Дмитрий пришел на пресс-конференцию, держа в руках диплом, который его возвеличил, но и ко многому обязал. Судя по всему, молодой талантливый хореограф был этому и рад, и не рад. В этом году конкурс между хореографами был нешуточный – в нем участвовали 26 творческих коллективов из 14 стран, но жюри выделило Залесского.
«Для меня это неожиданно – у жюри претензий ко мне почти не было. Для меня очень важно, что на этом дипломе есть фотография Евгения Панфилова. Конечно, я хотел бы поставить свои работы и в Перми (Пермском государственном театре «Балет Евгения Панфилова» – прим. «ННВ»), и в Москве, везде, но реализовать себя в первую очередь я хочу на родине, и это тоже для меня очень важно. Не нужно недооценивать нашего зрителя – он все понимает и чувствует», – считает Залесский.
При этом молодой белорусский хореограф не стал скрывать заветного желания: «Я очень хочу, чтобы мой театр стал государственным коллективом. Но чтобы потом меня «не загоняли» по деревням». Имелись в виду обязательные для многих государственных коллективов культуры концерты в агрогородках и сельских клубах…
Залесский и его «D.O.Z.SK.I» уже были обласканы витебским фестивалем и раньше. На IFMC-2008 Дмитрий Залесский получил первую премию в номинации «Одноактный балет» за работу «Зрелость». В 2009 году, когда на фестивале соперничали белорусские хореографы, одноактные балеты «Камень, ножницы, бумага» и «Homo sapiens» этого коллектива победили в номинации «Лучшая постановка». Кроме того, спектакль «Камень, ножницы, бумага» получил диплом «За целостность и гармоничность».
И после минувшего фестиваля в Витебске Залесского заметили – стали приглашать на различные фестивали танца в Россию, Польшу, Германию. Хочется верить, что премия имени Евгения Панфилова даст ему путевку на самые престижные сцены. Хотя Дмитрий искренне ценит и простого зрителя в агрогородке…
А завершился IFMC-2010 под органные звуки Баха – на сцене шел «Дождь» в постановке Раду Поклитару. Зрители рукоплескали Раду, фестивалю и грустно прощались с праздником. До встречи в танцующем Витебске в следующем ноябре!