Несколько залов в Витебском областном краеведческом музее превратились в камеру пыток – вчера здесь открылась выставка, на которой можно увидеть около 60 орудий, при помощи которых в XVI-XVIII века у людей выбивали признания и ересь из головы. Все эти страшные приспособления для мучений и казни реконструировал мастер из Могилева Сергей Нурматов.
Выставка – очень любопытна с исторической точки зрения, но весьма неприятна по ощущениям. «Бр-р-р», – передергивают плечами даже мужики. Так что слабонервным в путешествие по мрачному средневековью лучше не оправляться. Тех же, кто чувствует, что выдержит «пытки», приглашает зал на третьем этаже с вывеской «Тайны инквизиции».
Понравиться эти экспонаты могут разве что садисту. Тут и всяческие маски для пыток, и «испанский сапог», который раздроблял жертве кости на ноге, и «царский стул» с утыканными острыми шипами сиденьем и подлокотниками, ошейники, топоры, пила, плеть, наголовник с винтом, который ввинчивался в череп, «кандалы ведьмы», башмак с острым шипом под пяткой, пояс целомудрия «Блудница», которым пытали неверных жен…
Экспозицию дополняют картины могилевского художника Александра Росинова. Он воссоздал западноевропейские гравюры XVII-XVIII веков. На полотнах – злобные ведьмы, отрубленные головы, пытка на дыбе, повешенные красавицы…
От вида всех этих милых вещиц и изображений в дрожь меня не бросало. Но скверное настроение, в котором я вчера почему-то пребывала, удвоилось. Ушла оттуда в совершенно «разлохмаченных» чувствах. А вот мой коллега откровенно восхищался поясом для блудниц – никогда раньше не подозревала этого с виду добрейшего парня в садистских наклонностях.
Что интересно, над созданием почти шести десятков экспонатов для этой выставки Сергей Нурматов работал меньше трех месяцев. Сам автор тоже не испытывает восторга от этих инквизиторских инструментов. «Воссоздание средств убийства – занятие неблагородное. Работая над этой негативной выставкой, я хотел показать историю человеческой жестокости в борьбе с инакомыслящими. А уникальность моей коллекции в том, что она включает 22 маски для пыток. Такое полное собрание этих приспособлений нельзя увидеть даже в музеях Европы», – говорит он.
Перечислю только те из них, которые больше всего запомнились жестокостью. «Улыбка смерти» – на первый взгляд забавна. Но человеку под ней было явно не до смеха: на длинный металлический язык маски помещали тлеющую паклю, и лицо жертвы запекалось от жара. Маска «Длинный клюв» – на его конец клали кусок жареного мяса, подсудимый ощущал чувство голода и умирал от того, что желудочный сок разъедал желудок. Маска «Поцелуй Иуды» надевалась на голову и плотно застегивалась на затылке. Палач бил деревянным молотком по железному носу маски, и ее стальные шипы ломали человеку верхнюю челюсть и зубы. А еще тут есть орудия с поэтическими названиями «Игра на флейте», «Скрипка» для невольника», «Колыбель Иуды»…
Это уже не первое знакомство витеблян с мастером исторической реконструкции Сергеем Нурматовым. В 2007 году в областном краеведческом музее с большим успехом прошла его выставка средневековых доспехов и вооружения.
Как рассказал Сергей, с «Тайнами инквизиции» самыми первыми познакомились жители российского Калининграда. Потом орудия пыток экспонировалась в городах Литвы и Несвижском замке. Из Витебска выставка опять поедет в Калининград, а затем – в Польшу.