Народные новости Витебска

В Витебске можно познакомиться с культурой гомельских старообрядцев

Старообрядческие иконы, печатные и рукописные книги, костюмы, лестовки (четки), нотные книги с так называемыми «крюковыми» записями нот, кресты-тельники, литые иконы, складни, распятия, а также другие предметы религиозного культа, выполненные мастерами ветковского согласия, – все это можно увидеть в Витебском областном краеведческом музее на выставке «Культура старообрядчества».

Коллекцию, насчитывающую более ста предметов, привез в Витебск Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Экспозиция проходит в рамках акции «Гомель – культурная столица Беларуси и СНГ». В свою очередь Витебский областной краеведческий музей экспонирует в Гомельском дворцово-парковом ансамбле выставку масонских символов из собрания известного белорусского краеведа и коллекционера Вацлава Федоровича.

Как сообщила заведующая отделом по сбору музейных материалов и экспозиционной деятельности Гомельского дворцово-паркового ансамбля Анна Кузьмич, коллекция, характеризующая культуру старообрядцев Гомельщины последней четверти XVII-ХХ веков, начала формироваться в 1970-е годы. Примечательно, что такую внушительную коллекцию собрал всего один человек, который потом передал ее в музей.

На открытии выставки А.Кузьмич провела экскурсию для зрителей. По ее словам, наиболее ценные экспонаты коллекции – старопечатные издания, имеющие на своих страницах записи, по которым можно проследить историю книги, ее перемещение, судьбу ее владельцев. Уникальны также книги с «крюковыми» записями нот, одновременно определяющими их высоту и продолжительность. Такие ноты сохранились только у староверов, и поэтому они являются своеобразным памятником музыкальной культуры.

Открывается выставка иконой Спаса Нерукотворного второй половины ХIХ века. Интересны и другие иконы – Иоанна Воина, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Божьей Матери Казанской. Самым почитаемым святым у сторонников старой веры был Николай Чудотворец, покровитель людей, чья профессия связана с рекой или морем. А речниками были почти все жители ветковского согласия.

Отдельно на выставке представлены иконы, состоящие из нескольких частей. Так, в четырехчастном образе три иконы «женские», с изображением Богородицы, а четвертый образ – «мужской», с Николой Отвратным («отвратный» – отвращающий от человека болезни, страдания и все плохое). Икона, изображающая Николу Отвратного, необычна тем, что, с какой бы стороны на нее не смотрел человек, кажется, что святой смотрит именно на вас.

Кстати, у староверов была традиция: святые образа помещались не просто на стену, а на платки или шали. К иконам и духовным книгам нельзя было прикасаться руками, их можно было брать только через платок.

Выставка будет интересна всем, кто интересуется историей религии. А также тем, кто ищет духовную гармонию и старается в каждодневной суете хоть на миг остановиться и заглянуть внутрь самого себя. В этом, наверное, такому зрителю поможет икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Ведь человек, преодолевающий свой гнев и обиду, способный молиться за своих недругов, силен и счастлив…

Справка «ННВ»: В середине XVII века, после проведения церковных реформ, сторонники сохранения старых обычаев были вынуждены бежать из центральной части России в Сибирь, Поволжье, Поморье. Очень многие из них селились на территории Речи Посполитой, в состав которой входили земли современной Гомельщины. Идейным и культурным центром старообрядчества стал город Ветка. На протяжении трех столетий здесь развивалось искусство художников-иконописцев, златокузнецов, златошвей, писцов, художников книги. Историки пишут, что Ветка снабжала своими иконами и книгами весь старообрядческий мир.