Народные новости Витебска

Витебск стал центром возрождения анималистики

Сегодня в Витебске открылась выставка, посвященная животным. На ее презентации в Художественном музее было не протолкнуться – столько здесь было студентов творческих специальностей. Судя по всему, арт-проект «ZOOparking «Ноев ковчег» стал ярким событием в культурной жизни столицы Придвинья.

«ZOOparking «Ноев ковчег» придумал витебский художник Олег Костогрыз. Благодаря ему и состоялась эта одна из первых в Беларуси выставок анималистов. Она собрала 72 работы 28 живописцев. В основном, это мастера кисти из Витебска, Минска, Бреста и Пинска. В экспозиции также есть две работы анималиста из Санкт-Петербурга Юрия Шевчика. Витебск представляют, в частности, Андрей Духовников, Олег Костогрыз, Леонид Антимонов, Александр Соловьев, Александр Герасимов, Александр Карпан, Сергей Сотников и другие.

Здесь живопись, графика, фотография, скульптура. Зритель обязательно залюбуется тигриной «Семьей» О.Костогрыза, задумается над скульптурой-микромиром «Жизнь – смерть» С.Сотникова. Кажется, что сотниковскому «Мамонту», сделанному из пластин ржавого железа, тут невыносимо одиноко… Интересны скульптуры минской художницы Марины Капиловой, выполненные из дерева, металла, кожи. Одна работа, «Такса», декорирована даже жемчугом.

Все произведения объединены вокруг концептуального стержня – в центре зала размещены полотна белорусских и русских художников-классиков из фондов музея – Юрия Пэна, Ильи Репина, Петра Соколова, Николая Сверчкова, Артемия Обера. На этих картинах тоже изображены животные. Очень впечатляют две скульптуры из гранита «Жеребец Талант» и «Жеребец Король Артур» (автор – минский художник Сергей Бондаренко) на фоне картины Пэна «Голова лошади».

Анималистику еще называют «добрым жанром». Как отметил О.Костогрыз, этот жанр в белорусском искусстве еще достаточно молод. Но эта выставка доказывает, что нашим художникам очень близка тема живой природы.

Есть надежда, что именно из Витебска начнется возрождение незаслуженно забытого живописцами «доброго жанра». Раньше, в восемнадцатом веке, даже существовала квалификация – «звериного художества мастер». Так называли художников, занимавшихся натурным рисованием зверей и птиц. Можно только представить, насколько это трудно: ну где вы видели собаку, лошадь, тигра или петуха, которые бы спокойно сидели и позировали художнику…