Я тебя люблю. И исчезаю…
В загадочный «день шести единиц» кто-то спешно женился, кто-то – подписывал выгодные контракты, кто-то загадывал сокровенные желания. А вот четырнадцать художниц из пяти стран открыли в Витебске выставку про любовь.
Международный проект «Иллюзия исчезновения. I love you» в Арт-центре Марка Шагала объединил трех художниц из нашего города – Викторию Крупскую, Валентину Ляхович и Наталью Кимстач, москвичек Ирину и Софью Дешалыт, рижанок Ингу Юрову, Лигу Юкша, Элгу Гринвалде, парижанку Изабель Лювель. К ним присоединились Инара Петрусевич, Алина Петкун и Илона Шауша из Даугавпилса, а также Инга и Китти Мюллер из Нинбурга.
Ожидается, что «Иллюзия исчезновения» станет «многосерийной» и будет радовать любителей искусства каждый год поздней осенью. А «I love you» – первая «серия» этого исключительно женского проекта. Любопытно, что мужчин-художников в него приглашать не собираются. По крайне мере, пока.
«Мы не феминистки, но проект задуман как чисто женский. А мужчины, и очень много, – есть на наших работах. Тема выставки – интернациональный женский взгляд на любовь. Этим проектом мы хотим показать, что женщины-художницы способны не только на «белые и пушистые» работы, которые обычно можно увидеть на выставках к празднику 8 Марта, но и на серьезное искусство», – отметила на пресс-конференции куратор арт-проекта Виктория Крупская.
По мнению художницы, выражение «I love you» сегодня утратило свой глубокий смысл: «Эти английские слова, которые может расшифровать каждый, растиражированы на майках, заборах… И поэтому они потеряли свою сущность. Но при этом слова эти очень серьезные, многогранные и глубокие. Ведь без любви ничего не бывает».
Участницы проекта представили самые различные техники: живопись, графику, объекты, фотографию, ручное ткачество. Француженка Изабель Лювель работает в таком необычном направлении, как фото на алюминии. Гобелены витеблянки Натальи Кимстач передают эмоции – как, например, полотно «Восторг, печаль и смех». Зритель обязательно задумается возле объектов Валентины Ляхович «Родной дом» и «Запасной выход» с фотографиями родителей художницы, вазочками, иконками и другими предметами, напоминающими автору тепло родного очага. Кстати, «запасной выход», по мнению В.Ляхович, это дорога к родителям – «то, куда мы идем, когда нам плохо».
Любопытен объект с куклами-«голышами» Виктории Крупской «Ящик с семью любовными историями, или Ты скоро станешь женщиной, моя девочка». А вот Мадонна у Виктории не стереотипна – она без младенца.
«Переход времени» художницы из латвийской столицы Элги Гринвалде буквально сразил сразу четырех моих коллег. Журналистки разных изданий восхищенно рассматривали эту работу со всех сторон. Картина с секретом: для ее создания автор использовала старую скатерть, которую в 1955 году вышила ее мать. Сверху на полотно нанесены масляные краски. «Старые скатерти нельзя выбрасывать – в них много энергетики того человека, который над ними работал. Поэтому я зашила дырки на маминой скатерти, переделала ее и посвятила своим предкам. Я оставлю ее своим внукам, возможно, они тоже как-то ее дополнят», – объяснила свой замысел Элга Гринвалде.
Интересно, что яркие краски ниток, которыми вышита скатерть и которые видны с обратной стороны картины, не поблекли через полстолетия. Переход времени…
Выставку помогли организовать посольство Франции в Беларуси и консульство Латвии в Витебске.