Народные новости Витебска

IFMC-2011: День первый. Истина – в искусстве

На концерте открытия XXIV Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, который прошел накануне вечером, в первом отделении блистали дуэты белорусских, российских, польских и испанских танцовщиков. Шоу так и называлось – «Дуэты». Во втором отделении зрители увидели хмельной балет-шутку «In pivo veritas» (Истина – в пиве») в постановке киевского хореографа Раду Поклитару.

Как всегда, это был вечер открытий. Артисты Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Юлия Дятко и Константин Кузнецов вышли на сцену… в масках. Кстати, по словам бессменного организатора фестиваля Марины Романовской, это единственная в Беларуси пара, выступающая в жанре танца модерн, «которая имеет собственный репертуар и может сделать собственное концертное отделение».

Солистки балетной школы имени Феликса Парнелла из польской Лодзи Анна Глаз и Дария Магдалена Мажевская представили дуэт матери и дочери. Танец, полный лирики и грусти, очень тронул публику.

Работа «Ничего общего», которую показали D.O.Z.S.K.I. из Минска, уже знакома витебскому зрителю по прошлому фестивалю. Именно этот эксперимент принес хореографу Дмитрию Залесскому первую премию в номинации «Хореографическая миниатюра» на международном конкурсе на IFMC-2010. В этой работе молодой хореограф попытался соединить взгляд на современный танец глазами европейского и нашего зрителя. И сделал вывод – «ничего общего».

И опять, как в прошлом году, зрители смеялись, когда солисты театра D.O.Z.S.K.I Филипп Мазуров и Андрей Дмитриев под веселую песенку «Гуси мои, гуси» «разулись» на сцене – сбросили свои ярко-красные носки, эффектно подбросив их в воздухе. Оглушительные аплодисменты провожали Филиппа и Андрея еще долго после того, как они вернулись на сцену, чтобы забрать сброшенные «гусиные лапки»…

Кстати, в последнее время D.O.Z.S.K.I расширяют свою популярность. Совсем недавно, в октябре, они выступали на XVIII Международном фестивале «Звезды мирового балета» в Украине.

Четвертый дуэт, который вышел на витебскую сцену, радовал глаз и душу. Это были Мария Тихонова и Алексей Расторгуев, солисты «Балета Евгения Панфилова». Красивые люди, которые танцуют, как дышат, и танцуют, кажется, не дыша. Красивые тела, мощный, экспрессивный танец под страстный голос Пласидо Доминго. Это был фрагмент из балета «Диалоги», который Панфилов поставил лет 15 назад. Диалоги, которые ведут мужчина и женщина, будут интересны всегда, поэтому «панфиловцев», конечно же, провожали овации.

Испанцы Альваро Эстебан и Элиас Агуэре перевоплотились на сцене… в двух насекомых. Под шум морских волн, щебет птиц, стрекот цикад они изображали кузнечиков, бабочек, мух, муравьев и других, только им ведомых букашек. Публика удивлялась, как это можно превратить обыкновенные руки-ноги в букашечьи лапки… А артисты хотели сказать зрителю, что у человека и насекомого, на самом деле, много общего. Мне почему-то пришла в голову депрессивная мысль: «Ну да… Общее то, что человека, как букашку на тропинке, может в один миг уничтожить какая-то большая, чем он, сила».

К сожалению, узнать у этих энтомологов, как они подсматривают за «танцем» насекомых – под лупой, что ли? – так и не удалось. Испанцы не пришли на пресс-конференцию. А сегодня уже улетели домой – спешили на парламентские выборы в своей стране. Вот бы нашим артистам такую политическую активность!..

А потом грянул гром. Нет, никто не перекрестился. Просто поднялся занавес, и появились артисты театра «Киев модерн-балет». На этот раз Раду Поклитару показал в Витебске свой балет «In pivo veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса. Этот спектакль хореограф создал еще в 2003 году и посвятил 10-летию творческой деятельности Юлии Дятко и Константина Кузнецова.

Сцена превратилась в огромный паб. Герои «алкогольной» постановки веселились, танцевали на столах, влюблялись, катали бочонки с пивом. И, конечно же, пили хмельной янтарный напиток. Рекой на сцене пиво не лилось, но на усы артистам точно попало. Из бутылок и бокалов пили-то по-настоящему. Особенно досталось большому и сильному рыцарю в килте, который, отведав пива и намахавшись мечом, так и «проспал» за столом все действо.

Цветные клетчатые юбки в сочетании с балетными пачками и полосатыми гетрами выглядели эпатажно. «Истина в вине», – утверждал древнеримский ученый Плиний Старший, подразумевая: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. «Истина в любви», – думают другие. «Истина в искусстве», – наверное, хотел сказать зрителю Раду Поклитару.

Артисты наслаждаются пивом и зрительской любовью. Публика – пьет бальзам настоящего искусства. Ну а организаторы – Минкульт и облисполком – занимаются скучным и хлопотным делом – готовятся к следующему, юбилейному IFMC. В 2012 году он пройдет в 25-й раз.

«Министерство культуры считает фестиваль современной хореографии, который собирает публику не только из Витебска, но и со всей республики, достойным государственной поддержки. На таких фестивалях мы постоянно «забрасываем удочку» – чтобы выловить новое открытие. И потом это новое открытие показываем либо на гастролях в Беларуси, либо привлекаем к каким-то республиканским культурным проектам. Как, к примеру, известный уже коллектив современной хореографии – театр D.O.Z.S.K.I. – выступил недавно на кинофестивале «Лістапад». Поэтому я хочу пожелать, чтобы юбилейный, 25-й, фестиваль в следующем году был на три головы выше. А к нему мы начинаем готовиться уже сегодня. Думаем, какое финансирование нужно выделять», – заявил на пресс-конференции первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Карачевский.

По его словам, в следующем году IFMC должен перешагнуть рамки нашего города. «Я считаю, что фестиваль не должен замыкаться только на витебской земле, его нужно расширить и в другие регионы», – поделился мнением первый «зам» Павла Латушко.

Начальник управления культуры Витоблисполкома Владимир Терентьев не без гордости сообщил, что билетов на нынешний фестиваль уже нет: «Звонят коллеги, чиновники, и просто умоляют: «Есть ли лишний билетик?». Но билетов достать уже невозможно, все распроданы».