Под занавес третьего дня на IFMC-2011 фестивальная публика увидела одноактный балет «Капитуляция», идея, хореография и сценография которого принадлежат культовому для Витебска хореографу Евгению Панфилову.
Премьера этой работы состоялась десять лет назад, опять же на витебской сцене – в рамках концертной программы XIV Международного фестиваля современной хореографии в 2001 году. Вчера же поклонникам танца была представлена версия этого балета, которую в Пермском государственном театре «Балет Евгения Панфилова» восстановили недавно, уже после трагической смерти мастера.
«Капитуляцию» Панфилов поставил на музыку групп «Ноктюрн», «Блад Эксис», «Сопор Этернус» и Наташи Атлас. Эпиграфом к балету хореограф выбрал слова Фридриха Ницше: «Передо мной ужасное, тягостное зрелище: я откинул занавес, скрывавший человеческую порчу...». Спектакль очень напряженный. Может быть, даже страшный. Каким еще может быть мир, который катится в пропасть?
Человек капитулировал перед собственным пороком и жестокостью и даже не заметил этого. Эта мысль Панфилова бьется-пульсирует во всем. И в этих странных бесполых существах в плащах-халатах. И в пляске трех огромных кукол из секс-шопа, которые в один из моментов «нависают» над зрителями. И в бешеном «дирижировании» вождя с красными флажками.
...И в этой пронзительной финальной сцене: артисты снимают балетные юбки и одиноко, укоризненно-молча стоят – уже без своего искусства, без мыслей, а значит без жизни. А потом дворник как-то уж очень расчетливо, не спеша, сметает эти пачки со сцены. Как белые, невесомые души. Последний взмах метлы – и вот уже нет ни этих душ, развращенных пороком, ни надежды, что что-то или Кто-то их спасет. Полная капитуляция – добра перед злом, света перед мраком. Оказывается, бывают и такие сказки – с недобрым, катастрофическим концом.
«Капитуляцию» называют "балетом-болью" и "балетом-провидением". В нем знаменитый хореограф из Перми предсказал теракт 11 сентября 2001 года в США. Перед началом спектакля ведущий концертов на IFMC Эдуард Чернивчан поведал зрителям: «Этот балет родился на свет как-то сам. В то время в театре Панфилова были заняты совершенно другими постановками. Но этот балет так упрямо рвался наружу, что время от времени Панфилов возвращался к его отдельным мизансценам. Балет был практически готов, но не было названия. Хореограф буквально извелся. А в этот день он проснулся с легким сердцем и четким ощущением: есть название! Панфилов с большим настроением шел в театр: и спектакль вырисовался, и жизнь хороша. И только придя в театр после обеда, он узнал, что случилось. А это было 11 сентября 2001 года, когда с визитной карточки Нью-Йорка исчезли «башни-близнецы»… Вот такая мистика».
Сегодня в исполнении «панфиловцев» зрители увидят фрагмент их новой работы – спектакля «Пунктирная линия» на музыку Сергея Курехина в постановке Елены Прокопьевой.
Перед мэтрами из России, в первом отделении концерта 18 ноября, выступили финалисты белорусского конкурса современной хореографии на IFMC-2011. Зрители познакомились с шестью работами конкурсантов из Витебска, Минска, Могилева и Гродно.
«Тад» в этот раз размышлял на тему человечности, вечности, постоянства и изменчивости в одноактном балете «ЧелоВечность без купюр». Одной из деталей костюмов стали яркие шали, которые на артистах трансформировались то в рубашку, то в набедренную повязку, то в знамя… Люди часто скрывают свою сущность под тонким, как шаль, покрывалом лицемерия, и человек, наверное, испугался бы самого себя, если бы жил постоянно, ежесекундно, без купюр.
Эпиграфом к работе «Метаморфозы-я» пластического театра «Бармаглот» из Минска стали слова из поэмы Маяковского «Облако в штанах»: «И чувствую – «я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо». Тоже размышление на тему человеческой сущности: каковы мы на самом деле, и какие превращения с нами происходят. Длинные перчатки-щупальца на руках танцовщиц – это, наверное, и есть символ морального уродства, которое время от времени выползает из человека на белый свет.
На нынешнем фестивале на сцене любят пить. «Киев модерн-балет» наслаждался пивом, а вот театр-студия современной хореографии ЦК «Витебск» угостила публику «Яблочным чаем». В постановке хореографа Дианы Юрченко звучала музыка одноименной группы. Хореографическая миниатюра «Одиночество» получилась очень нежной – впрочем, как и название коллектива, который ее представил. Это ансамбль «Алеся» из Могилева. Артистов проекта Влада Терещенко из Гродно зрители вызвали на бис – они исполнили «Либер-танго» под музыку Астора Пьяццоллы. Театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» показал миниатюру «Про балет» – с роскошными костюмами в красно-бело-черной гамме и потрясающей финальной сценой.
Сегодня в драмтеатре имени Якуба Коласа состоится второе выступление участников конкурса. А вечером, на гала-концерте закрытия фестиваля, назовут имена его лауреатов. Последним аккордом нынешнего праздника танца станет спектакль "Болеро" руководителя "Киев модерн-балета" Раду Поклитару.