Яна Шипко: «Приходится «держать» регион»
Эту девушку не заметит разве слепой. Когда она берет интервью, многие мужчины смотрят на нее, как на произведение искусства. И забывают закрыть рот. Женщины нередко отпускают в ее адрес завистливые шпильки. А вот зрители телеканала СТВ («Столичное телевидение») ее любят. За интересные, динамичные, запоминающиеся, профессионально подготовленные репортажи. Думаю, с собственным корреспондентом СТВ по Витебской области Яной Шипко заочно знакомы и многие наши читатели. Чаще всего ее можно увидеть в выпусках новостей «24 часа» этого одного из трех национальных телеканалов, вещающих в Беларуси. А сегодня Яна – гостья «Народных навін Віцебска».
«О журналистике никогда не грезила…»
– Яна, в 2004 году, еще школьницей, ты стала «Мисс Фото Витебск». Тебе можно было смело пойти в артистки или модели. Каким ветром тебя занесло не на подиум, а в журналистику?
– В школе я мечтала стать переводчиком, училась в «немецком» классе СШ №45. Поступила в ВГУ имени П. Машерова на филфак. А потом подумала, что немецкий я и так неплохо знаю, а усовершенствовать знание иностранного можно и самостоятельно. И… забрала документы. В университете на меня округлили глаза! А я решила, что не хочу учиться для «корочки», хочу выбрать то, что мне действительно по душе.
О журналистике никогда не грезила, даже сочинения в школе не любила писать, хоть и получала за них «десятки». «Зацепила» меня эта специальность, когда я листала справочник для поступающих в вузы. Решила поступать. Для этого были нужны публикации. Написала две статьи для «Витебского курьера». И поступила заочно на факультет журналистики БГУ. Вместе со мной экзамены сдавали люди, уже работавшие в газетах. Они приходили с толстенными папками своих материалов. А я так скромненько – с этими двумя статейками…
Потом редактор «Витебского курьера», замечательный фотограф Владимир Базан спросил у меня: «Ну что, студентка, раз поступила, почему не пишешь?» И я весь первый курс писала для этой газеты. Позже работала в телекомпаниях «Арт-Видео» и «Скиф». А затем меня пригласили «попробоваться» на СТВ. И через неделю стажировки в Минске зачислили в штат.
Журналистикой занимаюсь пять лет. Из них три – на телеканале СТВ. Год назад получила диплом журфака. И решила, что не помешает еще одно высшее образование. Подала документы в Белорусскую государственную академию искусств на специальность «режиссура кино и телевидения». На экзамене по мастерству актера оказалось, что я и в образ войти умею! (смеется) Посмотрим, может быть, что-то из этого получится.
"Корреспондент ведь тоже в какой-то степени режиссер"
– А что в профессии было для тебя поначалу самым трудным?
– Волновалась: что и как буду говорить зрителю. Однажды, когда еще работала на «Скифе», мы поехали в ночной рейд с милицией. И оператор Александр Вычев, к сожалению, ныне покойный, сказал мне: «Не бойся, что ничего не знаешь об этом. Главное, напитывайся эмоциями, впечатлениями, и все само потом пойдет». И он был прав: так оно и есть.
– Знание иностранных языков помогает в работе?
– Я могу общаться практически на любые темы на немецком и английском. Начинала изучать еще и испанский. Этих знаний мне хватает, чтобы получить нужный комментарий для своего материала. Иногда и для коллег с других каналов перевожу то, что сказал иностранный собеседник.
– Ежедневная молитва журналиста: только бы что-нибудь случилось! А если ничего не случается, тогда нужно срочно что-то придумать, чтобы заполнить информационную пустоту. Как рождаются идеи твоих репортажей, и насколько свободны корреспонденты СТВ в своем творчестве?
– Работа у меня дистанционная. Наш корпункт – это я, оператор и водитель. Редакция не может лучше меня знать, что происходит в Витебске, поэтому задания мне дают редко, чаще всего я сама заявляю темы. А редакция выбирает, что включить в эфир. Чтобы, как говорил мой первый заведующий корсетью, «держать регион», приходится общаться с различными пресс-службами. Первым делом – МЧС и УВД. Потому что самые рейтинговые новости – это какие-нибудь ЧП. Потом уже все остальное. Очень ценится, если «откопал» что-то оригинальное. Чтобы быть в курсе всех событий, читаю местные газеты, ваш сайт. Иногда даже что-то по вашим следам делаем.
– Ну, информационные «наводки» так многие журналисты ищут. Нередко первоисточником новости вообще бывает какая-нибудь «районка». А приходилось ли тебе работать вразрез со своей совестью?
– Приходилось. Не всегда по душе то, что приходится делать: я бы сняла что-то одно, а в эфире хотят видеть другую тему. Когда стоит задача сделать критический материал, конечно, обращаешь внимание на какие-то недостатки и подчеркиваешь их. Хоть журналисту и нужно сохранять нейтралитет, все равно ты задаешь зрителю какое-то направление мысли. Но почти всегда проблему можно осветить как с положительной, так и с отрицательной стороны. Стараешься искать компромисс.
Эфир слезам не верит
– Был ли у тебя репортаж, который в тебе что-то перевернул, заставил иначе взглянуть на мир?
– Катастрофа польского самолета под Смоленском в 2010 году. Может, звучит кощунственно, но для меня это был новый, серьезный этап в работе. С одной стороны, все внутри переворачивается – такая это огромная человеческая трагедия… А с другой стороны, слезы в эфире никому не нужны. Нужно собраться, чтобы оперативно и беспристрастно донести факты до зрителей. Похожие съемки были и недавно, когда в Поставском районе разбились наши коллеги – съемочная группа ТРО «Союз». Такое, конечно, из памяти не стирается…
Кстати, мы часто летали на съемки на вертолетах, причем на стареньких. Однажды даже летели со снятой дверью, и оператор – привязанный! – снимал город. И для меня всегда полет был в радость, как аттракцион! Никогда не задумывалась про опасность. А здесь, после трагедии с вертолетом Госпогранкомитета, немножко все переоценила.
– А с кем интереснее общаться: со звездами или с простыми людьми?
– Конечно, приятно взять интервью у министров, чиновников, кардиналов, артистов – Киркорова, Леонтьева, Сары Коннор, других звезд. Кстати, к Киркорову я имела неосторожность подойти в розовом платьице в горошек (после скандала этого певца с украинской журналисткой появился фразеологизм «розовая кофточка» – прим. «ННВ»). Но он со мной очень мило побеседовал и даже сказал, что согласился бы прогуляться с нами по «Городу мастеров». Не знаю, может, мне просто повезло, а может, удалось найти к нему подход (улыбается).
Но чаще всего в памяти остаются простые люди. И, как герои сюжетов, они мне ближе. Самая лучшая похвала для меня прозвучала недавно. К 7 Ноября мы снимали сюжет про женщину по имени Октябрина. И она так интересно о себе рассказывала! А когда я ее благодарила за интервью, героиня сюжета призналась, что по жизни она неразговорчивая, и разговориться ей помогли мои вопросы.
– В конце твоих репортажей всегда звучит: «Яна Шипко, Сергей Ковалкин, телекомпания СТВ». С оператором по поводу рабочих моментов не ссоритесь?
– С Сергеем мы уже почти три года вместе работаем. Спорим очень редко.
– Газетчики обычно дружат. А телевизионщики ставят друг другу «подножки»?
– Подвохов я не заметила. Наоборот, помогаем друг другу. Созваниваемся с собкорами других каналов, обмениваемся темами – ведь не всегда же за всеми событиями уследишь. Мы никогда не обсуждали вопрос конкуренции. Но негласно она существует. Потому что всегда хочется показать своей аудитории то, что, может быть, не успели узнать коллеги. Бывает такое, что на съемки собираешься, как пожарник, – есть буквально несколько минут, чтобы одеться. А потом появляется азарт: быть первым, узнать самые интересные факты, получить эксклюзивный комментарий. Причем дать его может не обязательно известная личность. Иногда повезет встретить самого обычного, но очень интересного, фактурного человека.
– За репортажи со «Славянского базара в Витебске» Постоянный комитет Союзного государства Беларуси и России наградил тебя медалью «За заслуги в культуре и искусстве». Надевала ее куда-нибудь?
– Ни разу не надевала, пылится дома вместе с моей школьной «серебряной» медалью. Но это было неожиданно. Наравне со мной тогда наградили певиц Аню Шаркунову, Алену Ланскую и главного редактора отдела культуры Первого Национального телеканала Наталью Бобкову. Приятно, что мою работу так оценили со стороны. Сама себя я обычно не хвалю, занимаюсь самоедством. Когда получается увидеть себя в новостях, редко остаюсь довольна собой на все сто.
– А если тебе предложат уйти на более известный канал, воспользуешься этим?
– Как я шучу, если только на BBC или CNN. А если серьезно, то почему бы нет?.. Это нормально – стремиться к лучшему, развиваться. Прежде всего, должна быть творческая самореализация.
«Мне помогает «метод дилетанта»
– Насколько ты готова жертвовать собой ради этой самореализации? СМИ – это секундная стрелка истории. Выходит, мы пожизненно контуженные этой стрелкой… Трудно ли успевать за секундами?
– Стараюсь везде успеть, хоть везде успеть редко получается. Журналистика – это, конечно, не картошку копать, не вагоны разгружать, но работа тяжелая. Во-первых, это ответственность. Во-вторых, постоянно присутствует нервное напряжение. Я живу на колесах. За время работы мы исколесили – вдоль, поперек и по диагонали – всю область. Скоро, наверное, не останется деревень, где бы мы не побывали. Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра. Всегда нужно быть готовым куда-то сорваться, даже в выходные. Часто приходится корректировать личные планы. Спасает чувство юмора. Даже если что-то не получается, я всегда сохраняю оптимизм.
– О СМИ и их сотрудниках многие люди невысокого мнения. Например, Сальвадор Дали считал, что журналисты «способствуют кретинизации населения»…
– Я согласна с тем, что прессу называют «четвертой властью». Это мощный инструмент влияния на сознание. В чем-то телевидение даже манипулирует людьми. Некоторые ведь буквально воспринимают то, что говорят в «ящике». Поэтому ответственность, конечно, чувствуется. Я бы не сказала, что меня постоянно раздирают угрызения совести. Но задумываешься: как подать ту или иную новость.
А по поводу «кретинизации»… Иногда самой приходится использовать в работе «метод дилетанта». Он очень помогает, когда берешь интервью у узкого специалиста. Темы ведь каждый день разные: сегодня математика, завтра – сельское хозяйство… Во всем досконально разбираться невозможно. И для меня высший пилотаж – о сложном рассказать просто. А это, пожалуй, самое тяжелое.
– Что хорошее в тебе воспитала профессия, и что хорошее в тебе она убила?
– (задумывается) Научила мобильности, оперативности, умению собраться с мыслями. Часто бывает так: только что сняли репортаж, едем из района, я сижу на заднем сиденье в машине, прослушиваю взятые «синхроны» – так мы называем интервью, и прямо в пути набрасываю текст. А вообще я человек мягкий. Но не бесхребетный! И профессия заставила проявиться более жестким сторонам моего характера. В нужный момент это и неплохо – показать характер, настойчивость. Бывает сложно договориться о съемках, не все предприятия хотят пускать к себе даже по хорошему поводу. Не всегда чиновники готовы что-то комментировать. Ногами двери я, конечно, не открываю, но иногда и метод скрытой камеры применяем. Отказывается человек от комментария – так и показываем. Это добавляет в репортаж перчинки, чего-то «энтэвэшного».
– У Гагарина как-то спросили: «Полетят ли в космос журналисты?» И он ответил: «Я с ужасом об этом думаю». Тебе не бывает стыдно за то, что люди нашей профессии поневоле бывают назойливыми, неуместными… А иногда и вопросы задают откровенно глупые?
– Мои вопросы остаются за кадром. Но от вопроса, конечно, многое зависит. Бывает и неловко, хочется сквозь землю провалиться. Например, был случай, когда в Лиозненском районе ребенок подорвался на мине. Естественно, родственникам не до журналистов. А нам надо делать свою работу. В таких ситуациях стараешься поставить себя на место этого человека, найти нужные слова. И вначале поговорить без камеры, расположить к себе. Но за свою профессию мне стыдно не было. Я даже горжусь ею. Горжусь тем, что в моей трудовой все записи только по специальности.
«В подарок мне предлагали собственную радиостанцию»
– Яна, ты всегда очень ярко выглядишь. Мужской глаз ты, конечно, радуешь, а вот некоторые женщины любят обмывать тебе косточки, дескать, твои мини иногда верх неприличия…
– Разрушу стереотип, что короткие юбки помогают в работе. Я работаю не за счет внешности, а только за счет своих мозгов. Мини я, конечно, люблю, что отрицать (улыбается). Но для них нужно знать место. Естественно, на мероприятия в облисполкоме в таком кардинальном мини я не пойду. А если еду куда-то на болото или ферму, в рабочей машине у меня всегда лежат резиновые сапоги. Я могу слезть со шпилек и, если нужно, залезть на трактор. В последнее время у нас на телеканале ужесточили требования к одежде. И летом, как бы жарко ни было, уже не наденешь платье на шлеечках, если я появляюсь в стендапе. Не любят на канале и яркие цвета, которые я обожаю. Поэтому теперь чаще появляюсь в белом и черном.
– Наверное, ты немножко лукавишь, что совсем не пользуешься женскими чарами…
– Обаяние играет какую-то роль. Я открытый человек. Ко мне всегда тянутся пожилые люди. Часто они видят слово «Пресса» на машине, подходят, обращаются со своими проблемами. А в деревне Ходцы Сенненского района нам однажды вообще перегородили дорогу. Мы сняли сюжет, показали, в каких домах живут эти люди. А позже приезжаем и видим: тут в Ходцах новое крылечко, тут свежие досочки… Приятно было, что мы подействовали.
– Как ты отдыхаешь?
– Немножко спорт – для поддержания фигуры. Раньше занималась восточными танцами, аквааэробикой. Теперь хожу на шейпинг. Люблю танцевать. А вообще я домашняя, люблю быть дома с семьей. Мама, папа, братик, бабушка, собака Филя – для меня на первом месте. Это моя отдушина.
– Замуж пока не торопишься?
– У меня всегда есть поклонники. Ухаживания я видела разные, очень красивые. Предложение замуж мне однажды сделали на белом коне – это было в минском цирке. И цветами засыпали, и оригинальными подарками… И даже радиостанцию собственную в подарок предлагали. Но прежде всего я смотрю не на это. Я не люблю, когда бросают слова на ветер, когда на третий день начинают признаваться в любви. Я люблю, чтобы мужчина был мужчиной: держал слово, был порядочным. Чтобы, если уж выходить замуж, то быть там за мужем, как за каменной стеной.
Замужество пока не планирую. Точнее, планирую, но как бы так… абстрактно. Я не оттягиваю этот момент, как некоторые: сначала карьера, потом семья. Нет, для меня наоборот: сначала семья, потом уже работа. На работе я сильная, а дома хочется быть слабой. Естественно, в будущем мне хочется семьи, детей. Чтобы меня ждали с работы… Чтобы было куда спешить… Чего, кстати, и всем читателям желаю!