Гвоздиков устроил в Художественном музее свою «мастерскую»
Известный витебский скульптор Александр Гвоздиков в ноябре прошлого года отметил 60-летие. Но идея традиционной юбилейной выставки показалась ему слишком избитой. И он пригласил почитателей своего таланта не просто на экспозицию, а в свою мастерскую, которая временно «переехала» в витебский Художественный музей.
Название выставки перекликается с концепцией этого творческого проекта – «Мастерская скульптора». Здесь представлено более 100 произведений Гвоздикова: 77 скульптурных композиций, 12 макетов. И даже две живописные работы.
Творения Гвоздикова находятся в Нинбурге и Музее Марка Шагала в Ницце. А Витебск, в первую очередь, благодарен скульптору за памятник Шагалу на улице Покровской. Прошлый год для скульптора был особенно удачным в творческом плане. В июне, в День города, открылась его мемориальная доска в честь актера-коласовца Федора Шмакова. В июле на первой платформе железнодорожного вокзала появилась композиция «Ожидание поезда» (над ней скульптор работал в соавторстве с Азатом Торосяном). В октябре была установлена памятная доска детскому писателю Григорию Шакулову. А в ноябре власти открывали на кладбище Мазурино памятник Федору Шмакову работы Гвоздикова.
Еще раньше, в 2008 году, в Витебске появилась мемориальная доска в честь Василя Быкова (ее Гвоздиков делал в соавторстве с Валерием Могучим). Годом раньше т.н. «синий дом» украсила доска, посвященная Юрию Пэну (над ней скульптор трудился вместе с Иваном Казаком и Александром Беловым).
Орша знает этого витебского скульптора по его Гулливеру в детском парке. В Сураже установлен «гвоздиковский» памятник детям Миная Шмырева. Список его работ можно продолжать…
Поэтому лучше сходить на выставку, чтобы открыть там для себя неожиданного Гвоздикова. Таким, в частности, он предстал в работе «Поцелуй Иуды». А еще – в серии «Цена Победы». Здесь пять работ. Одна из них называется "За здоровье товарища Сталина" – солдат-инвалид единственной рукой поднимает чарку за здравие вождя. Вторая скульптура изображает генерала Власова на эшафоте. (Оригиналы этих работ находятся в частных коллекциях). Мальчик, писающий на трофеи войны, получил нейтральное название – «Апофеоз». Трагичны «Заложники» – женщина прижимает к себе дитя. И навсегда застыл предсмертный крик «Ма-ма» в одноименной скульптуре, изображающей умирающего воина.
Атмосферу творческой кухни передают стеллажи, перенесенные в музей из мастерской скульптора. На полках стоят бюсты, на которых даже пыль настоящая, «авторская». Гвоздиков запретил ее стирать сотрудникам музея. На самом видном месте, на верхней полке, по соседству с портретами Сергея Пациенко и Михаила Бабахина, тут стоит проектный эскиз памятника княгине Ольге в Витебске.
Отдельный «уголок» экспозиции посвящен памяти отца скульптора, Николая Гвоздикова. Он тоже был художником, а во время войны – сотрудником дивизионной газеты «На боевом посту». В этом «уголке» – четыре работы кисти Гвоздикова-старшего, а также фотографии, письма из семейного архива.
«Мастерская скульптора» в художественном музее будет открыта до конца февраля.
Справка «ННВ»: Александр Гвоздиков родился в 1951 году в Витебске. Его преподавателями были такие «киты» белорусской скульптуры, как Андрей Бембель, Анатолий Аникейчик, Геннадий Муромцев.
В фонде витебского Художественного музея хранится 5 работ А.Гвоздикова: бронзовая скульптура «Победа», мемориальная доска на здании музея, бюсты художников Ильи Репина, Викентия Ральцевича (его витражи, в том числе с гербом «Пагоня», были уничтожены в 2010 году во время реконструкции витебского железнодорожного вокзала) и архитектора Евгения Кузнецова.