Шагал, или Возвращенный полет
Как бы, наверное, был рад Шагал: над его обожаемым Витебском снова летают влюбленные, серафимы и херувимы, птицы и… кошки. Полгорода пляшет на чьей-то свадьбе. К ратуше выстроилась очередь туристов с воздушными шариками. Над всем этим трогательным наивом светит задорное, похожее на одуванчик, солнце. А сам Мастер возвращается в родной город на белом коне, и за его спиной, как крылья ангела, развевается белоснежный плащ.
Все это – работы с IV Национальной выставки наивного искусства Insita-2012, которая 3 апреля открылась в Витебске. В ней участвуют 79 художников из Беларуси, России и Латвии. Проект посвящен 125-летию со дня рождения Марка Шагала. До юбилея Мастера еще далеко (его широко отметят в Витебске 7 июля), и эта международная выставка стала как бы предисловием к юбилейным торжествам.
Проект грандиозный – его приняли сразу три витебских музея: Арт-центр Марка Шагала, Витебский областной краеведческий музей и Витебский областной методический центр народного творчества (ВОМЦНТ). Для сравнения: в предыдущей, третьей, выставке Insita-2008, которая тоже прошла в Витебске, участвовало в два с половиной раза меньше авторов – всего 34.
«ННВ» приводят фото некоторых работ со всех трех выставочных площадок. В начале каждой части этого обзорного материала мы предоставляем слово экспертам, а затем автор делится своим восприятием увиденного.
Арт-центр Марка Шагала
В первом зале этого музея представлены работы «английского мастера белорусского авангарда» Питера Хиксона (представьте: человек родился под Лондоном, а потом судьба занесла его в Могилев, где он работал инженером на фабрике «Химволокно»). Во втором зале – работы российских мастеров инситного жанра из коллекции Музея наивного искусства в Москве. В третьем зале, самом камерном, можно увидеть картины и инсталляции, которые предоставил Латвийский музей наивного искусства в Риге.
Слово экспертам. «Марк Шагал, минуя академическую школу, стал художником-примитивистом. И связь его творчества с поэтикой примитивного искусства неоспорима», – отметила на вернисаже куратор выставки, кандидат искусствоведения Людмила Вакар. По ее словам, для Витебска вообще характерно наивное искусство, оно начало формироваться в нашем городе еще в XVIII веке с народной иконы и скульптуры.
«Глядя на эти работы, можно подумать: мещанские образы. Но это же и зрелищно! Это мечта народа о красивой жизни. Наивные художники рисуют счастье…» – поделился директор Музея наивного искусства в Москве Владимир Грозин.
В.Грозин сообщил, что в 2007 году московский музей приобрел две работы витебских мастериц наивного искусства – «Возвращение Марка Шагала» Антонины Моисеевой и «Шагал, привет вам из Витебска» Маргариты Сайфугалиевой.
«ННВ»: художник жив, пока есть хоть один зритель его картин. Шагал жив тысячу раз, потому что на его работы смотрят миллионы глаз по всему миру. Более того, ему пытаются подражать. И совсем уж чудо: к нему и его Бэлле в Париж и сейчас еще летят. Не на самолете – на яркой жар-птице. Летят, чтоб передать привет от родного Витебска и преподнести васильки, любимые цветы Мастера.
Витебский областной методический центр народного творчества
В двух уютных залах здесь представлено творчество представителей наивного жанра из Витебска и разных уголков Придвинского края.
Слово эксперту. «Витебский областной методический центр народного творчества собрал уникальную коллекцию произведений наивного искусства. И в перспективе мы планируем создать на базе нашего центра музей наивного искусства», – сообщила директор этого учреждения Екатерина Лабуко.
«ННВ»: стиль Шагала сложен и одновременно по-детски прост. А у ребенка безграничная фантазия. Наверное, поэтому художник-самоучка из поселка Ветрино Полоцкого района, бывший железнодорожник Николай Никитинко перенес шагаловских героев – музыкантов и влюбленных, из Витебска в Полоцк. И вот летят-плывут его жених и невеста в лодке над Спасо-Ефросиньевским монастырем. Жених гребет по воздуху веслами. А невеста бросает жителям города цветы… Руки Бога обнимают влюблённых на картине художницы Галины Канциял. Ну и как же без шагаловских коров, козлов и петухов? На выставке в ВОМЦНТ зритель увидит наивные «портреты» этих животных и птиц.
Витебский областной краеведческий музей
В двух залах ратуши экспонируется «наив» со всей Беларуси, а также из Санкт-Петербурга.
Слово эксперту. «Очень искренне, хоть и наивно. Но такое искусство нравится народу», – осмотрев экспозицию, поделился известный витебский художник Феликс Гумен.
«ННВ»: Когда от милых цветочков, котиков, бабочек в незатейливой манере уже стало пестреть в глазах, я внезапно попала в настоящий… птичник! Попугаи, павлины, аисты, куры и какие-то неизвестные райские птицы «присели» отдохнуть прямо посреди музейного зала. А «прилетели» они к нам из Мостов Гродненской области. Тамошний мастер Лилия Макаревич плетет их из цветной проволоки! Вообще этот регион представлен на выставке довольно яркими мастерами. Художественная вышивка Алевтины Ковалевской из Гродно добавляет проекту жанрового разнообразия и тепла. Впечатлили колоритные картины минчанки Ольги Яресько (известна под творческим псевдонимом Пани).
Работы участников проекта Insita-2012 на трех выставочных площадках можно увидеть до 5 мая.
Справка «ННВ»: В современном искусствоведении определение понятия «примитив» остается дискуссионным. Это искусство именуют «примитивным» и «инситным», «провинциальным» и «непрофессиональным», «наивным» и «невинным», «искусством художников воскресного дня» и даже «искусством художников святого сердца». Термин «инситное искусство» ввел в 1966 г. словацкий искусствовед Ш. Ткач, который назвал так творчество художников, не имеющих профессиональной художественной подготовки, но обладающих особым видением мира.