Летом в Витебске пройдут съемки фильма о Шагале и Малевиче
Помимо «высоколобых» споров об искусстве и конфликта между двумя величайшими художниками, в фильме будет придуманная режиссером мелодраматическая линия: некий «провинциальный Робеспьер», влюбленный в жену Шагала Беллу, будет добиваться ее взаимности совсем не по-джентльменски. Чтобы мужа не расстреляли, Белла будет вынуждена предать его…
О том, что народный артист России, известный российский режиссер Александр Митта приступил к съемкам художественного фильма по собственному сценарию о Марке Шагале и Казимире Малевиче, «ННВ» сообщали в марте. А на этой неделе Митта посетил наш город, чтобы решить некоторые вопросы, связанные со съемочным процессом. Он также нашел время, чтобы пообщаться с журналистами и поделиться подробностями своего проекта. Приводим наиболее интересные высказывания режиссера с этой встречи.
О главных героях фильма
«История, которую мы собираемся рассказать, – одна из заметных страниц истории, которые сделали Витебску репутацию практически во всем мире. Витебск знают по тем годам, когда здесь одновременно работали Марк Шагал и Казимир Малевич. Шагал здесь создал едва ли не лучшие свои картины и приложил много сил, чтобы возродить активную художественную жизнь. И одновременно с Шагалом здесь в качестве приглашенного преподавателя работал художник, который самым радикальным образом изменил всемирный облик изобразительного искусства, – Казимир Малевич. Он придумал абстрактное искусство, живопись, никогда до того не существовавшую».
«Персонажей в фильме будет немного. Я даже лишен возможности показать очень талантливых учеников и соратников Малевича – Суетина, Лисицкого, Ермолаеву…»
«Шагала и так знают и любят. Поэтому одна из задач этого фильма – открыть молодежи Малевича. Это очень яркая, сильная личность. И, по-моему, мы нашли хорошего актера для него. Актер умный, ироничный…»
О содержании фильма
«Я понимаю, что высоколобые разговоры о том, как два мира художников враждуют и дружат, сейчас мало кому интересны. Поэтому это соединено с достаточно грубой сериальной историей. Вымышленной, конечно. Она о том, что у жены Шагала Беллы есть поклонник – такой провинциальный Робеспьер, мечом и кровью утверждающий идеи Ленина и почти обезумевший от этой крови и оттого, что никак не может понять, почему нужно идти через кровь. Он влюблен в жену Шагала и находит привычный для себя путь – обвинить Шагала в ереси и расстрелять его, а жену – под себя. А она должна решать эти проблемы: предать мужа, чтобы спасти его».
«История дружбы и вражды Шагала и Малевича завершилась достаточно жестко: Малевич совершил рейдерский захват школы Шагала. Он выкинул Шагала и превратил его школу в институт супрематизма, в базовую основу для развития своего учения. Ему нужно было превратить Витебск в город супрематизма, чтобы, как он говорил, стать центром разговора земли с космосом…»
«Это серьезная, концептуальная картина о несовместимости двух очень важных художественных идей. Одна тянет за собой наследие прошлого, а вторая революционно врывается. На эту тему сейчас наше кино не очень выступает…»
Об актерах и творческой группе
«Имена актеров пока не назову – они еще не утверждены. Есть правило: до утверждения актеров их нельзя объявлять. Но могу сказать, что это хорошие актеры. А хорошие актеры любят брать нереальные деньги, и у них по 4-6 предложений, особенно летом. И я с тревогой жду: а вдруг кто-то их переманит в другой проект. Но пока у нас очень хороший ансамбль собирается...»
«Массовку уже собрали, народу будет много. Это будут витебские люди, молодежь. Я стараюсь всем дать возможность заработать. В фильме будут и сцены праздника – в Витебске были невероятные революционные праздники, чуть не по 20-30 тысяч народу на них выходило…»
«И вот эта моя достаточно странная идея получила начальное финансирование от одного серьезного человека, который позволил себе потратить какие-то стартовые деньги. А потом к этому стали прилипать и другие. Я заметил: если делаешь хорошую картину, то каким-то странным образом оказываешься окружен талантливыми людьми. А когда делаешь отвратительную халтуру, то и себя не уважаешь, и народ ср…ный вокруг тебя. А тут у нас оказался прекрасный оператор – Володя Башта. Автралийцы считают его одним из пяти лучших операторов в мире. У нас очень хороший художник – Эдуард Галкин, талантливый, работящий. Он сейчас изыскивает все возможности, как можно сегодняшний город превратить в Витебск времен Шагала – по кусочкам превращает, словно лобзиком выпиливает… Прекрасная продюсерская компания, тоже известного режиссера – Валерия Тодоровского. Короче, все лучшее, что есть сегодня в кино, оказалось внутри нашего фильма».
О времени и месте съемок
«Как только вы отдохнете от своего летнего безумия (Александр Митта имел в виду фестиваль «Славянский базар в Витебске» – прим. «ННВ»), так мы и начнем снимать. Где-то с конца июля, с августа».
«Фильм планируем снять за два месяца. Съемки пройдут половина на половину – в Витебске и Питере. Дело в том, что в Витебске нельзя найти предметный мир того времени (действие картины разворачивается в 20-е годы ХХ века – прим. «ННВ»), так как город был полностью разрушен в войну. А в Питере можно найти, и там довольно много пустующих пространств, полуразрушенных незаселенных домов. Мы будем там снимать «внутренности» тех помещений, которые снимем на улице в Витебске. Кроме того, в Питере снимем большую сцену на вокзале».
«В Витебске съемки пройдут на четырех улицах в центре: Крылова, Толстого, Суворова и Чехова (на последней улице будут задействованы бывшие «доходные дома» - прим. "ННВ"). Будут и две площадки за городом. И, естественно, дом Шагала на Покровской. Еще мы «построим» квартал еврейской бедноты – просто свезем на пустырь деревянные дома…»
О картинах Шагала в кинокартине
«Как делать мир Шагала без его картин? Конечно, они там будут! Но мир картин Шагала – это жуткая история! Наследники Шагала за появление на экране одной картины берут 2 600 евро. Но мы постарались им понравиться, и они нам половину скинут, может, даже больше…»
О названии фильма
«Раньше у нас было рабочее название – «Комиссар Шагал и гражданин Малевич». Оно довольно точно выражало суть фильма. А сейчас название – «Миракль о Шагале», или мистерия о Шагале. Это тоже рабочее название, не исключено, что и оно изменится. Но его одобряет фонд Шагала, который дает нам разрешение на использование его имени. И без его одобрения трепать имя великого художника нельзя».
Справка «ННВ»: Миракль (от французского miracle, от латинсокго miraculum – чудо) – средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы. В более широком значении слова – художественная разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом которого является «чудо».
О премьере
«Премьера будет в Витебске, а потом уже покажем фильм повсюду. В этом нас поддерживают и местные власти».
О своем фирменном режиссерском знаке
«Это мой фирменный знак – соединять серьезную историю с грубой зрелищной. В моих лучших картина всегда есть серьезная идея и внятная, сюжетно прописанная история, которая привлекает зрителей».
«Я понимаю, что у этого фильма будет узкий круг зрителей, которым он будет интересен. Но ничего страшного…»
О любви к Шагалу
«Я любил Шагала с детства. Сам собирался стать художником. Не получилось… Первая моя встреча с Шагалом была в фильме «Гори, гори, моя звезда». Тогда его имя упоминать было нельзя. Поэтому я придумал историю: а что было бы с Шагалом, если бы он остался в России, а не уехал во Францию? Короткая слава и довольно быстрая смерть. И эту историю реализовал Олег Ефремов, который сыграл деревенского художника-примитивиста Федора. Потом я опять подбирался к теме Шагала, но вокруг меня пять режиссеров рухнули с ней. Шагал был неконфликтный человек, на его биографии конфликта не построишь. Поэтому пришлось немножко придумать. Когда я понял, что надо соединить конфликт Шагала и Малевича, то понял, что у меня есть идея, вокруг которой можно раскручивать сюжет».
О Витебске
«Витебск – живой, веселый город, он полон жизни. И чем дальше, тем больше я проникаюсь к нему любовью и нежностью. Надеюсь, это останется и в картине».
Справка «ННВ»: Александр Наумович Митта (настоящая фамилия Рабинович; в качестве псевдонима взял фамилию одного из родственников со стороны матери) родился в 1933 году в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Российской Федерации.
Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В. В. Куйбышева. Работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах («Веселых картинках», «Крокодиле» и других). Позже окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Среди его режиссерских работ: «Без страха и упрека», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Точка, точка, запятая», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж», «Граница. Таежный роман», «Раскалённая суббота», «Лебединый рай» и др. Фильм «Звонят, откройте дверь» был удостоен Гран-при «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции.