Анна Каренина поселилась в музее
Несчастная Анна Каренина, булгаковская ведьма Маргарита, трогательная Сонечка Мармеладова, аглийская “золушка” Джейн Эйр, страстная Евгения Гранде, парижская куртизанка Маргарита Готье и другие прекрасные литературные образы очень уютно чувствуют себя под крышей витебского Музея частных коллекций.
Героинь известных романов русских и зарубежных классиков собирает витебская пенсионерка Людмила Михайловна Устинова. На выставку в музей она предоставила более 30 кукол. Коллекционер приобрела их в течение года в серии “Дамы эпохи”, которое выпускает издательство “Де Агостини”. К каждому выпуску этого журнала прилагается коллекционная кукла, изготовленная вручную.
Романтические героини очень хрупкие в самом прямом смысле слова – они фарфоровые. Наряд каждой куклы отражает ту эпоху, в которой жила литературная героиня. Маргарита Готье, блиставшая в театре в великолепных таулетах, изысканна и в своем кукольном воплощении: ее платье сшито из двух видов дорогой ткани – атласа и натурального шелка, и украшено валансьенским кружевом и блестящей тесьмой. Великосветская петербургская дама Анна Каренина одета в теплый шерстяной костюм, отделанный вышивкой и отороченный белым мехом.
Интересный кукольный образ получился у графини Эллен Оленской из романа Эдит Уортон «Эпоха невинности». Платье на кукле скопировано с платья известной американской актрисы Мишель Пфайффер в эпизоде одноименного фильма, снятого режиссером Мартином Скорсезе по этой книге. Наряд соблазнительницы мужчин – яркого винно-красного цвет. Сшит он в соответствии с французской модой XIX века – без пышных украшений, со сложной драпировкой и рукавами-«фонариками». Сзади, поверх турнюра, пришит большой бант. Но удивительнее всего, что кукла имеет портретное сходство с Мишель Пфайффер!
Кстати, у всех фарфоровых героинь романов из серии «Дамы эпохи» под великолепными туалетами есть и нижнее белье. Над каждой куклой также поработал парикмахер – у всех красиво уложенные прически в стиле своего времени, а также стилист – украшения, обувь, сумки и другие аксессуары подобраны с большим вкусом.
Правда, немножко разочаровала булгаковская Маргарита. Несчастная в браке жена инженера, ставшая ведьмой ради своей любви, создана кукольным мастером такой, какой ее впервые увидел Мастер. Она тоже несет в руках «отвратительные, тревожные желтые цветы», тоже вся в черном. Но, по-моему, образ не дотягивает до той феерической женщины, которую описал на страницах своего гениального романа Булгаков, и которая могла вызвать рождение вот этой строчки и этого чувства: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»
Выставка будет интересна не только маленьким девочкам, но и взрослым. Тем, кто не доиграл в детстве… А также романтическим особам, воспитанным на лучших образцах классической художественной литературы. Мне, например, захотелось перечитать “Анну Каренину”…