Витебский городской Совета депутатов
Откликаясь на призыв Витебского городского Совета депутатов высказать свои пожелания по поводу слов предполагаемого гимна г. Витебска, должен заявить следующее. Не касаясь достоинств и недостатков предлагаемого текста Т. И. Красновой-Гусаченко, меня удивляет тот факт, что в текст гимна попали слова, которые совершенно не соответствующие исторической действительности. Совершенно очевидно, что автор НЕ ЗНАЕТ ИСТОРИЮ города, гимн которого она предлагает. Это касается, в частности, следующих строк:
Вольга мудрая ўзмахам рукі
Загадала: “Тут гораду быть!”,
а также
У ім на нашай Прыдвінскай зямлі
Заручаўся князь Неўскі на шлюб,
Хвалі дзвінскія ў сведках былі
1. Нет никаких исторических фактов или документов, подтверждающих хотя бы косвенно факт основания Витебска княгиней Ольгой. Скорее всего, по ряду причин (здесь не место их указывать – для этого есть специальная литература), этого просто быть не могло. Информация об основании кн. Ольгой Витебска является ЛЕГЕНДОЙ, совершенно не подтвержденной хоть чем-либо. Неслучайно до начала 1970-х годов историки (включая крупнейших специалистов СССР) к этой легенде вообще не обращались, понимая ее несостоятельность.
2. Князь Александр Невский в Витебске НЕ ВЕНЧАЛСЯ и «Хвалі дзвінскія ў сведках» быть НЕ МОГЛИ. Венчание - это выдумка одного витебского экскурсовода (человека, кстати, психически больного). Подробно об этом и о том, где на самом деле венчался Александр Невский, я рассказал в публикации «Не легенда, а выдумка» в газете «Витебский проспект». В этом же материале я указал на авторитетный источник того, откуда можно узнать место венчания великого князя – российский город Торопец. Я имею ввиду книгу об Александре Невском из серии «ЖЗЛ». Эти книги, как правило, проходили рецензирование в научных институтах (в данном случае – в Институте археологии АН СССР), так что нет никаких оснований не доверять этим сведениям. Тиражирование этой откровенной выдумки больного человека в гимне города НЕДОПУСТИМО. Не говоря уже о том, что люди, знающие, где на самом деле венчался Александр Невский, будут просто смеяться и над нами, витеблянами, и над самим городом, который имеет гимн с такими словами.
Подытоживая вышесказанное, считаю, что, если текст Т. И. Красновой-Гусаченко будет принят в качестве гимна города, то вышеприведенные слова из него ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть заменены на другие.
Аркадий Подлипский
P. S. В качестве приложения высылаю текст моего материала «Не легенда, а выдумка» из газеты «Витебский проспект».
НЕ ЛЕГЕНДА, А ВЫДУМКА
Удивительно, до чего же живучи бывают обыкновенные человеческие выдумки! Это я о распространившейся в последние десятилетия «версии» о том, что, будто бы, князь Александр Невский венчался со своей женой в витебской Благовещенской церкви. И сколько не развенчиваешь этот миф, сколько не рассказываешь о том, кто, как и когда сочинил эту историческую «сенсацию» из газет и журналов она не исчезает. Словно кому-то не хочется расставаться с этой сказкой...
Информация о том, что новгородский князь (1236-1251) Александр Невский (1220-1263), сын князя Ярослава Всеволодовича, победитель шведов в битве на реке Неве в 1240 году и немецких рыцарей в Ледовом побоище (1242) посещал Витебск содержится в некоторых русских летописей. Широко известно об этом в Витебске стало еще в 1883 году, после выхода в свет первого тома сборника исторических документов А. Сапунова «Витебская старина». В самом его начале, в первом же материале, названном «Известия русских летописей о Витебске» находим о том, что князь Александр «в лето 6753(1245 г.) <...> сам поима сына своего из Витебьска, поеха в мале дружие. И срете иную рать у Въсвята. И ту ему Бог поможе, и тех изби, а сам приде здрав и дружина его». В «Историко-статистическом очерке г. Витебска», опубликованном А. Сапуновым в том же первом томе «Витебской старины», так прокомментировано это сообщение: «По смерти Рингольда (1240) и Ердзвила (1242) Миндовт соединил под своею властию все отцовские владения; племянники его, сыновья Ердзвила, получили лишь небольшие уделы; один из них, Викунт, снова завоевал Витебск, а другой, Товтивил, сделался князем Полоцким. Товтивил вошел в дружественные сношения с Александром Невским, принял православие и женился на родной сестре супруги благоверного князя, дочери какого-то кн. Брячислава, проживавшего в Витебске и титуловавшегося Полоцким. Сын Александра гостил не раз в Витебске у своей овдовевшей бабушки, супруги Брячислава. В 1245 г. и сам Невский посетил Витебск, откуда взял своего сына. В это же время он имел блистательное дело с литовцами под Усвятом: разбил их и взял в плен многих литовских князей». Вот, собственно, и все. А дальше произошло вот что.
В витебском бюро путешествий и экскурсий с конца 1960-х годов работал экскурсовод Г. (его уже нет в живых и я не хочу называть его фамилию). Человек начитанный, но очень увлекающийся, фантазер, способный на любые выдумки, он иногда действительные факты из истории Витебска снабжал такими комментариями и подробностями, что только приходилось удивляться его фантазиям. Так произошло и в этом случае.
В то время (конец 1960-начало 1970-х годов) я тоже работал в незадолго до этого созданном бюро путешествий и экскурсий. Естественно, что неоднократно приходилось с Г. встречаться. После того, как по городу пошли слухи о том, что, будто бы, Александр Невский венчался в Витебске (а кто об этом рассказывал во время обзорных экскурсий по городу, было нетрудно установить), попросил Г. указать первоисточник его осведомленности. Он помялся, а потом сказал, что этот факт ему сообщил в письме... Сергей Михалков, который в те годы был главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль». Этот киножурнал и в самом деле раскритиковал тогдашнее руководство города за взрыв памятника архитектуры XII века Благовещенской церкви.
Зная способности Г. сочинять всякие небылицы, я попросил его показать мне это письмо. Пообещав это сделать, Г. долго-долго водил меня за нос, полагая, что мне вскоре надоест напоминать ему об обещанном. И только тогда, когда понял, что я от него не отстану (спустя полгода после своего обещания), «изобретатель» чистосердечно признался, что все это он выдумал сам: и о венчании, и о письме С. Михалкова. Однако, на экскурсиях, по-видимому, придуманное рассказывать продолжал.
Поскольку в те годы историко-краеведческой литературы было мало, многие молодые, начинающие экскурсоводы переняли услышанное от Г. И сами тоже стали рассказывать о венчании. Постепенно «легенда» попала в прессу и даже в некоторые серьезные издания. Самое неприятное, что она жива и до сих пор. И никто из многочисленных популяризаторов этой сказки не догадывается сделать то, что давным- давно сделал я и что сделать совсем нетрудно: раскрыл книгу В. Пашуто «Александр Невский», изданную в серии ЖЗЛ. А в ней на стр. 59 черным по белому написано: «Венчание (Александра Невского с Александрой Брячиславовной - А. .П.) состоялось в Торопце, в храме святого Георгия. Венчал смоленский епископ. Тут молодожены ели «брачную кашу» - давали праздничное угощение. Это была свадьба военных лет в готовой к бою небольшой крепости. В Торопце присутствовала родня, соратники и, конечно, суздальские, смоленские, полоцкие князья».
Добавлю, что выдумкой о венчании в Витебске Александра Невского Г. не ограничился. Его «перу» принадлежат и некоторые другие «открытия» в истории Витебска. Например, что Петр I (который, как известно, тоже несколько раз посещал Витебск) парился в одной из коссовских бань, находившейся на современной площади Победы, что Наполеон приветствовал делегацию витеблян с балкона главного корпуса академии ветеринарной медицины и т. д. Его совершенно не смущало то, что коссовские бани возникли почти два века спустя после посещения Петром Витебска. А здание академии построено ровно век спустя после пребывания в городе Наполеона. Правда, эти, как и многие другие «открытия» Г., к счастью, не прижились...
Мораль: так называемая «легенда» о венчании Александра Невского в Витебске не имеет ничего общего с исторической действительностью. Ее даже нельзя называть «одной из версий», ибо все от начала до конца придумал один, вполне конкретный человек. И уже давно пора забыть об этой выдумке, веселящей (вот знатоки!) приезжающих в Витебск жителей Торопца и других российских городов, а также знающих, где на самом деле венчался Александр Невский.