19 декабря исполняется 100 лет со дня торжественного открытия самого старого монумента в Витебске — памятника героям войны 1812 года, который установлен на Успенской горке напротив бывшего губернаторского дворца.
Первоначально вопрос установки памятника событиям 1812 в Витебске поднимался в 1836 году. Он должен был стать одним из четырех монументов — кроме губернского города, памятники решено было воздвигнуть в Полоцке, в Клястицах и возле Чашников. В Витебске для установки выбрали площадку перед почтовым двором, 15 (3-го по старому стилю) июня 1836 года здесь был установлен деревянный знак. Но сам монумент в нашем городе так и не соорудили. Памятники к середине XIX столетия смогли установить в Полоцке и Клястицах. Стоимость изготовления одного такого чугунного памятника 58 000 рублей, а его установки — 14 721 рубль 94 копейки в ценах середины XIX века.
К идее увековечения памяти войны 1812 года вернулись в преддверии столетнего юбилея. 18 (5) февраля 1911 года на заседании Витебского губернского комитета по делам земского хозяйства, которое проходило под председательством губернатора барона Бернарда Бернардовича Гершау-Флотова, Витебская ученая комиссия ходатайствовала об ассигновании средств на сооружение в Витебске памятника героям Отечественной войны.
С речью выступил председатель комиссии товарищ прокурора Витебского окружного суда Всеволод Антонович Кадыгробов. В частности, он сказал: «Если каждый из нас стремится поставить памятник или хотя бы крест на могиле каждого из своих близких, то неужели же мы, хотя бы теперь, сто лет спустя, не поставим общими усилиями памятника тем тысячам героев, даже местонахождение могил которых теперь неизвестно». Также он отмечал, что, по задумке комиссии, памятник «не должен быть сложной конструкции, но прост и изящен». К моменту заседания губернского комитета Витебская ученая комиссия уже объявила конкурс на проект памятника в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов и учредила три премии в 300, 200 и 100 рублей. Получается, что члены комитета были некоторым образом поставлены перед свершившимся фактом начала подготовки сооружения монумента.
Кроме того, к этому времени на памятник успели собрать некоторые пожертвования: так, авиатор Пиотровский прочел лекцию о воздухоплавании, которая с пожертвованиями собрала 500 рублей, городская дума на первоначальные изыскания выделила 500 рублей, еще 400 рублей дал спектакль, устроенный Кадыгробовым в городском театре за 2 дня до заседания, также 2000 рублей ассигновало дворянское собрание. В то же время стоимость памятника, включая ограду и фонари, Кадыгробов оценивал как минимум в 20 000 рублей. Поэтому он просил у земства 5000 рублей.
В то же время не все одобряли устройство именно монумента. Например, И. А. Гребеницкий предлагал построить памятник более полезный городу в практическом смысле — школу, к нему присоединился С. И. Лопацинский. Но, все же, баллотировкой было постановлено ассигновать на сооружение в Витебске монумента в честь героев 1812 года 5000 рублей.
На конкурс проектов памятника воинам русской армии, павшим в сражениях под Витебском в 1812 году, поступило 14 работ. Его результаты были опубликованы в №33 журнала «Зодчий». Проекты поступили под девизами: «Падшим воинам», «Aux morts», «Печаль», «15 марта», «Жертвенник», «Шлем», «Обелиск», «Героям», «Красный круг», «Апрель», «Пришли внучат выручать», «Три золотых кружка», «1812», «Два борца на зеленом поле». Также поступили две модели под девизами «Эскиз» и «Пушка».
Проект «Апрель» был сразу исключен, так как представлял собой только вид фасада без остальных чертежей и сметы, а кроме того «и по композиции интереса не представлял». Из оставшихся были выделены следующие:
1) «Обелиск». Автор правильно понял задачу и правильно ее решил; интересно обработана нижняя часть памятника; проект отличается хорошими пропорциями и отличным исполнением». Комиссия отметила, однако, что задуманный проект едва ли вложится в указанную в смете сумму 15 000 рублей, так как шпиль обелиска предполагалось сделать из цельного куска гранита, что существенно повышало цену. Поэтому было предложено использовать отдельные камни.
2) «Два борца на зеленом поле» (рисунок марки). Задуман интересно и по идее соответствует провинциальным постройкам Северо-Западного края того времени; к сожалению, он несколько не масштабен и не разработан в нижней части».
3) «1812» представлен в виде обелиска, состоящего из отдельных камней, очевидно, для удешевления проекта; немного сложно и безыдейно обработана нижняя часть проекта; в остальном проект, хотя и не отличается оригинальностью, но подходит к заданию».
Следующими по достоинству были отмечены проекты «Красный круг», «Aux morts» и «Шлем».
Комиссия судей постановила вручить премию в 300 рублей проекту «Обелиск», 200 рублей — «Два борца на зеленом поле», 100 рублей — «1812». 16 (3) мая 1911 года в общем собрании был утвержден отзыв комиссии о проектах и вскрыты конверты с именами авторов, ими оказались соответственно архитектор Иван Александрович Фомин, студент архитектурного отделения Академии художеств Лев Владимирович Руднев и архитектор Евгений Александрович Бернардацци.
Закладка памятника проходила 8 ноября (26 октября) 1911 года. Что интересно, изначально памятник планировали установить напротив Успенского собора, там и проходили торжества. В Николаевском кафедральном соборе епископ Полоцкий и Витебский Никодим отслужил панихиду об императоре Александре I и всех погибших воинах. Затем крестный ход двинулся к Успенскому собору, по его ходу с правой стороны были расставлены войска гарнизона с оркестром, а с левой — учащиеся Витебска. Здесь епископ отслужил молебствие и произнес речь.
Затем представители губернской власти спустились в яму, приготовленную для фундамента памятника. Здесь протодиакон зачитал текст, вырезанный на закладной доске, которая потом была опущена в специальное углубление. Первый кирпич заложил епископ Полоцкий и Витебский Никодим, за ним последовали исполняющий обязанности губернатора действительный статский советник Никифор Федорович Ошанин и губернский предводитель дворянства действительный статский советник Пётр Александрович Ренгартен.
После закладки перед Успенским собором парадом прошли местные войска, в четыре часа дня в здании городской думы состоялось торжественное заседание Витебской ученой архивной комиссии. Торжества закончились спектаклем в городском театре.
Между тем средств на памятник не хватало. Первым деньги в фонд внес капитан 164 Закатальского полка В. И. Глыбовский — 12 рублей с копейками, вырученные за лекцию о военных действиях 1812 года. С лекцией же выступил упомянутый выше авиатор Пиотровский, Витебское городское самоуправление ассигновало свыше 7000 рублей, дворянство губернии — 2000 рублей, земство — 5000 рублей, православное духовенство — 1000 рублей. Также жертвовали войска гарнизона, отдельные города и волости губернии. Но на памятник по проекту Фомина нужно было не менее 30 000 рублей. Благодаря хлопотам нового губернатора, действительного статского советника и камергера Михаила Викторовича Арцимовича, правительство Российской империи выделило 18 600 рублей. Таким образом, средств должно было хватить не только на сам монумент, но и на благоустройство территории.
Сам проект памятника Фомину пришлось усовершенствовать: обелиск стал тоньше и состоял из 11 блоков шлифованного красного гранита, привезенного из Финляндии. Наверху установлен на шаре двуглавый орел времен Александра I, которого не было в проекте. А вот четыре мортиры у памятника появились позже — в описании открытия их нет, как и на первых фотографиях. На одной из сторон к обелиску прикреплена мемориальная доска с надписью: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны – участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября 1812 года».
Памятник открывали 19 (6) декабря в день тезоименитства императора Николая II. Город украсили флагами и зеленью. Празднования начались литургией в кафедральном соборе, которую служил епископ Полоцкий и Витебский Никодим. По окончании богослужения процессия двинулась к месту освящения монумента, вдоль ее пути были расставлены войска, а оркестр играл гимн «Коль славен».
Возле памятника епископ Никодим отслужил торжественное молебствие. Покрывало с памятника сдернули под пение «Спаси Господи люди твоя», а затем войска и публика трижды пропели «Боже царя храни». После этого начали возлагать венки: первой возложили серебряную позолоченную ветвь от витебского дворянства, затем венки от Витебска, крестьянских учреждений, Островского полка, обозного батальона, Елизаветградского гусарского полка, Волжкого пехотного полка, городов Полоцка и Двинска, ученой архивной комиссии, витебского земства и пожарной команды.
Затем начался парад участвовавших в открытии войск, причем первым прошел и отсалютовал памятнику генерал-адъютант Павел Карлович фон Ренненкампф. В параде также приняли участие вольно-пожарная дружина города, стражники и потешные.
После этого в зале гражданского клуба состоялся обед, на котором присутствовали представители местного общества и гости. От имени населения Витебской губернии и собравшихся представителей власти императору была «верноподданнически» отправлена телеграмма, на следующий день он на нее «высочайше» и «всемилостивейше» ответил.
Торжества закончились балом, устроенным 100-м Островским полком в гражданском клубе. Для простого народа были даны бесплатные спектакли и устроены бесплатные сеансы в кинематографах Витебска. Вечером был устроен фейерверк.
Памятник героям войны 1812 года, к сожалению, дошел до наших дней не в первозданном виде. Как видно из рисунка проекта и на фото начала XX века, на боковых частях монумента были бронзовые украшения, которые не сохранились. Над ними были установлены коринфские шлемы, характерные для памятников эпохи Александровского классицизма, некоторыми исследователями ошибочно принимаемые за стилизованные кирасирские каски. Они также не сохранились. Кроме того, перед мортирами лежали ядра, также сейчас отсутствующие.
Эти элементы декора памятник утратил либо во время Второй мировой войны, либо вскоре после ее окончания. На фото, сделанных немецкими солдатами в оккупированном Витебске, они еще есть, а на советских открытках начала 1960-х уже отсутствуют. Кроме того, во время боев получили повреждения и гранитные блоки обелиска.
Впрочем, удивительно, как памятник, увенчанный символом царизма, пережил довоенные годы, когда такие символы активно уничтожались. Можно с большой долей уверенности предположить, что, установи Фомин обелиск на первоначальном месте возле Успенского собора, памятник не пережил бы собор, взорванный большевиками в 1936 году.