Выставка гемм из собрания Витебского областного краеведческого музея.
В основе выставки «Искусство в камне» лежит редкая и уникальная коллекция гемм из собрания Витебского областного краеведческого музея, насчитывающая более ста предметов, датируемых XIX – XX вв. Эта коллекция инталий и камей является самой большой среди музейных собраний Республики Беларусь и экспонируется впервые.
Большая часть предметов относится к довоенному собранию музея, основу которого составляет коллекция Антона Рафаиловича Бродовского –– первого директора губернского музея в Витебске. Коллекция гемм в собрании А.Р. Бродовского занимала значительное место, наряду с коллекциями живописи, часов, фарфора, дворянской вышивки XVIII – XIX вв., а также нумизматической коллекцией. Многие геммы были описаны самим владельцем: сюжет, датировка, а также их историческая значимость. В соответствии с довоенными книгами поступления, а также описями собрания А.Р. Бродовского было выявлено и атрибутировано 43 предмета из его коллекции: 29 камей и 14 инталий.
Выставка дополнена образцами полудрагоценных и поделочных камней из геологической коллекции, представляющими природный материал и заготовки для производства гемм.
Содержание коллекции позволило выделить несколько тематических блоков и показать разновидности гемм – инталии и камеи. В коллекции прослеживается несколько сюжетных групп – от божественных образов, мифологических сцен и магических символов до мира природы и портретов знаменитых людей своего времени. Влияние искусства глиптики на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени отражено в камеях Севрской и Веджвудской мануфактур, дополненных посудой из коллекции керамики и стекла. ХХ век диктовал свои условия – произошло стремительное удешевление материала и ускорение миниатюрной резьбы. Это привело к замене минералов на более дешевые и мягкие материалы: раковины, кораллы, кость.
Коллекция резных камней из собрания А.Р. Бродовского представлена отдельным комплексом.
Геммы разных исторических периодов демонстрируют многообразие материалов, форм и общий круг тем. Искусство глиптики, высоко ценимое в древности, в настоящее время почти угасло. Однако остается надежда на возрождение глиптики – редкого и изысканного искусства.
Работа по подготовке материала к выставке началась несколько лет назад. За этот период сотрудниками музея коллекция резных камней была систематизирована и атрибутирована. Значительную помощь в определении предметов оказала Ю.О. Каган – хранитель коллекции резных камней Государственного Эрмитажа. Ею были уточнены датировка и названия многих гемм, т. к. в записях А.Р. Бродовского некоторые предметы датировались периодом античности, но техника исполнения и материал указывают на более позднее их появление.
Национальный художественный музей Республики Беларусь предоставил графические работы итальянских художников Монтагю Доменико и Жана Барбо с изображением античных руин, которые придают дополнительный колорит выставке и воссоздают атмосферу Древней Греции и Древнего Рима – периода наивысшего расцвета в искусстве обработки камня. Офорты выполненны с досок для изданий «Самые прекрасные памятники древнего Рима, или Сборник самых прекрасных произведений римской античности...» (1761 г.) и «Сборник различных древних памятников, расположенных во многих местах Италии» (1770 г.).
Витебский областной краеведческий музей выражает благодарность Ю.О. Каган, директору Национальный художественный музей Республики Беларусь В.И. Прокопцову и ведущему научному сотруднику этого музея С.И. Прокопьевой за помощь в подготовке выставки.