«Едоки»: положение во гроб на витебских подмостках
Так уж повелось со времен Чехова: если на стене висит ружье, то оно выстрелит, если лежат доски — кому-то в конце из них сколотят гроб. 21 ноября в Витебске увидели «Едоков» московского Театра-студии современной хореографии, балет, получивший в прошлом сезоне «Золотую маску».
«Ван Гогом двигала любовь. Любовь ко всему живому, настоящему, любовь к своим моделям, любовь к жизни. Наш спектакль – о поиске и выборе пути. Путь бывает долог, но у каждого своя Голгофа. Одно событие сменяет другое, день сменяет ночь, а горе – счастье. Мы попытались быть искренними, поэтому и разными»,— говорит Игорь Шегай, продюсер спектакля.
Они попытались, и у них получилось, получилось сделать балет о искренне русском взгляде на судьбу и творчество художника нидерландского, художника европейского. Получилась «Москва кабацкая» по мотивам Ван Гога, с угаром водочным, но не абсентовым. Да и сам Ван Гог проходит здесь всего лишь отдельными маркерами, вроде отрезанного уха и подсолнухов. Очень интересно было увидеть эту постановку именно в Беларуси, стране находящейся на фронтире Европы с Россией.
Пять танцоров исследуют мир творчества и главный их инструмент — трехаршинные доски. Эти тяжелые доски становятся их партнерами и противниками, порой кажется, что хотят вырваться из рук, вылететь в зал и раскроить кому-нибудь череп, ведь Москва, как известно, бьет с носка.
Эти доски направляют и ограничивают, они разделяют и соединяют, из них мостится творческий путь. И, как водится у русской интеллигенции, в конце дороги той плаха с топорами. Пусть в балете ее нет, но что есть суть доски, как не распиленная вдоль плаха?..
Итак, в конце творческих поисков и в конце балета — Голгофа. На скрещенных досках распят и измерен художник. Коллеги-партнеры возносят его, чтобы потом сбросить на землю, где доски покроют тело и сложатся в гроб. А коллеги на нем усядутся, чтобы поплевывать шелухой семечек из арльских подсолнухов.