Народные новости Витебска

В коласовском театре прошла премьера спектакля «Гарольд и Мод»

Премьерный показ спектакля «Гарольд и Мод» в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа был осуществлён 9 и 10 октября, и вызвал большой интерес и эмоциональный отклик со стороны зрителей.

Режиссёр спектакля Владимир Савицкий осуществил глубокую и многоуровневую по смыслу постановку. Он хорошо знаком витебскому зрителю, и, можно было убедиться, что все его спектакли на коласовской сцене отличались глубиной и фундаментальностью. Одина из его предыдущих постановок – «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта. Тот спектакль ставил вопросы границ социальных и личностных уступок, после которых люди превращаются в монстров и лицо мира приобретает апокалипсические черты. Пьеса Колина Хиггинса является по жанру лирической комедией, и она не так жёстко ставит вопросы о зловещем характере глобального социума, зато делает это более тонко и опосредованно.

Основная проблематика спектакля – возможность непосредственного восприятия мира, не отягощённого различными формами социальной обусловленности. Главные персонажи, Гарольд и Мод, обладают именно таким восприятием окружающей природной и общественной среды. Естественно, с социальной средой у них происходят внутренние и внешние конфликты. Спектакль не ставит политических вопросов, это проблематика бытия человека в мире, и давления на него общепринятого описания окружающей действительности. Оно происходит при любой идеологии.

Гарольд не осознаёт причин своего отличия, обладая чистотой и непосредственностью восприятия как бы «до грехопадения». Это осознание даёт ему Мод, являющаяся сознательной нонконформисткой. Мод старше Гарольда, она утверждает, что ей 100 лет. Это подчёркивает весь путь постижения собственного несоответствия иллюзорной неразрывности профанной ткани социального бытия, который она прошла. Гарольд влюбляется в Мод, их союз становится подобием иерогамии, «священного брака», не утверждённого соответствующими социальными институтами.

Такие персонажи спектакля, как Миссис Чейзен (мать Гарольда), Священник, Инспектор, и некоторые другие, воплощают в себе различные формы социальной обусловленности. Красноречивыми являются слова Инспектора о том, что он должен не дать таким людям, как Мод, «перевернуть нашу лодку». Совершенно особыми персонажами являются девушки из брачного агенства, которых подыскивает мать Гарольда для своего сына, являющиеся воплощением различных социальных фобий, одержимостей и фантазмов.

Спектакль полон символических аллегорий. Пять перевёрнутых подвешенных зонтов, под которыми развивается действие, напоминают соответствующе количество перевёрнутых чаш в Арканах Таро. Чаши выражают элемент Воды, связанный со всем многообразием мира чувств, и в своей негативной, перевёрнутой позиции Пятёрка Чаш указывает на потери и разочарования, происходящие вследствие привязанности к прошлому. В данном случае, прошлое – это весь комплекс ложного социального описания действительности, которое несут в себе все персонажи спектакля, кроме Гарольда и Мод. Эти двое «одни против всех», их существование является утверждением Жизни, то есть бытия изначального и чистого, предшествующего репрессивным общественным соглашениям.

Зонты – совершенно особый образ в спектакле, под ними танцует кордебалет, и они выражают ситуацию закрытости от любых влияний, который обеспокоил бы общепринятый социальный консенсус. Постановку пластических номеров осуществила Диана Юрченко, руководитель Театра-студии современной хореографии, и кордебалет ярко выражает общую атмосферу самодовлеющей и вездеприсутствующей профанности. А такие символы, появляющиеся в спектакле, как Древо и подсолнечник, раскрывают мир глобального восприятия главных героев, не опосредованного ничем искусственным и наносным. Кстати, когда Гарольд и Мод подходят к концу своих испытаний и становятся действительно единым целым, зонты приобретают совершено иной смысл и используются для выражения Мирового Древа. По мере развития отношений между главными героями зонты становятся также олицетворением «здорового Эго». Это происходит, когда болезненные проявления Гарольда, как его защитная реакция от беспощадного давления окружающей среды, отступают.

В начале и в конце сценического действия Гарольд предстаёт символически повешенным. В системе Таро, аркан Повешеный означает активную переоценку смыслов и ценностей. Оно необходимо, чтобы достигнуть обновления и возрождения. Но вместе с тем, для этого следует принести в жертву все иллюзии социального мира. И Гарольд осуществляет непростой путь познания своего внутреннего содержания и предназначения под руководством Мод, охотно идя за ней.

Хочется отметить прежде всего удивительное воплощение образа Мод актрисой Галиной Букатиной. Несмотря на то, что её персонаж куда старше Гарольда, актёрское воплощение поражает чистотой и свежестью созданного ею образа. Остальные персонажи спектакля имеют два состава исполнителей, и мы отметим некоторых из тех, кто играл на премьере. Гарольд в воплощении Евгения Береснева предстал совершенно правдивым образом, несмотря на всю его экзистенциальную инаковость. В исполнении актёра в эту инаковость несомненно веришь. Высокого уровня реалистического обобщения достигает Пётр Ламан в роли Инспектора. И, несомненно, огромной удачей спектакля является исчерпывающее и ярчайшее исполнение всех трёх девушек из брачного агентства Светланой Суходоловой. В итоге, для зрителей имеется большое количество возможностей насладиться игрой актёров, а также танцами кордебалета. Кроме глубокого смысла, спектакль отличается ещё и яркой зрелищностью.

Финал спектакля оставляет больше вопросов, чем ответов. Находит ли Гарольд свою Мод, или же «близкое, ясное счастье» реализуется лишь в пространстве его собственного воображения? Является ли последнее повешение Гарольда имитацией, или же оно реально, и он осуществляет иерогамический союз уже в пространстве другого мира? В общем-то, Пятёрка Чаш указывает ещё на обретение надежд, перемены и встречу близкого человека в любом случае… Пусть на все эти вопросы ответят уже сами зрители, каждый сообразно своему уровню восприятия.