Выставка Олега Захаревича открылась в Витебске
Выставка Олега Захаревича «Осенний коктейль» открылась 30 октября в Культурно-историческом комплексе «Двина» в Витебске.
Олег Захаревич – живописец мира символов и архетипов, мистического и оккультного. Это художник глубокой поэтической интуиции и пространства сновидений. Обычный человек видит сны как результат отражения на экране отдыхающего сознания своих дневных переживаний. Сновидение – это результат путешествий в запредельное и архетипическое, когда открывается возможность увидеть образы, первоначальные по отношению к действительности. Они позволяют приблизиться к уразумению причинного ряда событий, происходящих в этом мире. Многие из образов отражают те реальности, которые стоят за видимыми нами событиями.
Открытие выставки состоялось во время празднования согласно традициям Старой Европы мистического Самайна, а также накануне Хэллоуина. Потому выставка, казалось бы, не приуроченная ни к какой дате, связанной с самим художником, не оказалось спонтанной. Живописец хотел поделиться с посетителями своими творческими идеями, и пришлось это во время и накануне праздников, раздвигающих возможности восприятия. Согласно традиционным представлениям, именно в эти дни иные миры пересекаются с нашей реальностью, и осуществляются наиболее благоприятные возможности контакта с запредельным. И само творчество художника также способно раздвигать горизонты восприятия, потому дата выставки имела самую подлинную причинную обусловленность.
Так, картина «Arrivederci» (по-итальянски «до свидания») предполагает многосоставные уровни прочтения. Возможно, это Птица Духа в персидской и шаманских традициях, которая говорит «до свидания» этому миру, и уходит в более подлинный мир – в пространство сновидений. Форму птицы может принимать также и тело сновидения мага. Так из истории толтеков известно, что Дон Хуан принимал форму ворона, а Норберт Классен – сарыча. Мы видим клеточную структуру вокруг головы символической птицы, и это может указывать на проникновение в самые глубинные истоки жизни. Ну, и само тело птицы – это бесконечные лабиринты «тёмного моря осознания», в которых путешествует Сновидящий.
Научный сотрудник Культурно-исторического комплекса «Двина» Инна Садоводова, помимо прочего, говорила об огромной важности женских образов в творчестве Олега Захаревича. При этом она отметила, что «через женщину он передаёт прекрасное, однако он не изображает обычных, добрых, светлых женщин, его притягивают женщины игривые и лукавые, причём эти качества художник расценивает не как отрицательные, а как свидетельствующие о привлекательности женщин». Это и не удивительно, так как проникновение в загадочность и тайны существования, скрытые под внешним покрывалом Исиды, диктует именно такое восприятие женских образов, в которых выделяется магическое и жреческое начала. Женщина как колдунья, женщина как хранительница Мистерий, женщина как выразительница природы Нюит, Звёздной Богини…
Художник Виктор Шилко отметил в своём выступлении, что данная экспозиция приятно удивляет и свидетельствует о выходе всего творчества Олега Захаревича на определённый новый уровень. Владимир Вольнов сказал, что к каждой выставленной картине «можно возвращаться на волне своих чувств, и находить свои ощущения, в этом большая ценность данных работ». А Валерий Чукин говорил о прекрасных личных качествах юбиляра выставки, которые соответствуют красоте его картин, при том, что сам Олег Захаревич находится в постоянных поисках.
Действительно, Олег Захаревич постоянно путешествует по различным метакультурным пространствам. В его произведениях можно заметить образы и символы, относящиеся и к древнеегипетской, и к древнегреческой, и к персидской традициям, и ещё к многим другим известным и уже неизвестным культурам. Тем не менее, в этих картинах нет эклектики, они отличаются целостностью и неизменным вектором постижения глубинных слоёв мироздания.