Закатные абстракции Елены Поплыко
Выставка работ молодой художницы Елены Поплыко проходит в Витебском центре современного искусства.
Художник Василий Васильев, куратор арт-проекта «ABSTRACT» и супруг Елены Поплыко, высказал в разговоре с нами следующую интересную идею о природе творчества: «У многих художников кроме впечатления от видимого мира, есть ещё какой-то источник, который мы объяснить не можем. В этом есть тайна». По всей очевидности, эти слова характеризуют также и творчество художницы, о выставке которой мы будем говорить.
Овладение методологией абстрактного искусства считается самым высоким уровнем обобщения в художественной культуре. О причинах такого взгляда на абстракционизм говорил художник Виктор Шилко: «Прежде чем прийти к абстрактному искусству надо перепахать классику. Потому что такой путь даёт понятие об истории искусства, и потом, если тебе дана абстракция, это проявится. И когда человек приходит таким образом к абстракции, это является естественным… Возможно, некоторым оно даётся сразу. Каждый настоящий художник хочет прийти к абстракции, потому что там ты выражаешь в полной мере свой внутренний мир».
Казалось бы, является удивительным то, что у молодой художницы сразу проявилось это стремление к нефигуративному искусству, однако именно ей и присуща огромная степень внутренней углублённости. К тому же в картинах Елены Поплыко очевидна склонность к постижению тайн цвета и цветовых сочетаний, позволяющих определить её искусство как «закатное». По аналогии с определением типа человека у толтеков и, исходя из этого, соответствующей ему практики встречи рассветного Солнца или проводов заходящего светила. Для тех, кому в большей степени присуща внешняя активность, характерна работа с восходящим Солнцем. Однако для склонных проникать в наиболее глубокие уровни мироздания, соответствует практика с Солнцем заходящим.
О магическом цвете Елены Поплыко и внутренней загадочности её искусства говорил в беседе с нами известный витебский художник Владимир Вольнов: «Выставка небольшая, камерная, но в данной камерной выставке я вижу раскрепощённость во владении цветом. Очень сложно быть раскрепощённым в своей душе, чтобы так свободно излить свои чувства, и при этом таким аскетическим языком. Я сразу вспоминаю выражение Леонардо да Винчи, который говорил, что принесение деталей – ремесло, а исключение деталей – искусство. Здесь минимализм, но в этом минимализме максимально выражены её чувства, её восприятие цвета, её восприятие жизни. Потому данные картины магически завораживают, на них хочется смотреть, размышлять, соотносить со своими чувствами. Здесь есть загадка, это интересно и это привлекательно».
Аскетизм изобразительного языка и углублённость восприятия позволяют нам говорить о медитативности искусства художницы. Даже красный цвет, который обычно выражает бурную энергию и стремление к преобразованию мира (вспомним по аналогии красный цвет советского знамени), в творчестве Елены Поплыко является цветом принятия мира. И здесь, разумеется, не пассивное соглашательство с действительностью, но стремление выразить её интегративное единство посредством цвета и композиции. К тому же ряд названий картин свидетельствует о векторе к постижению глубинной сущности бытия. Это постижение приводит к интегративности и нахождению внутреннего мира, что передаётся также посетителям, созерцающим картины.
В разговорах о природе живописи с Василием Васильевым, становится понятным максимальное стремление обоих супругов выразить то предельное, которое может быть доступно человеческому восприятию, и уже находится за гранью синтаксиса: «В живописи вообще очень трудно что-нибудь понять. И, как правило, с первого взгляда на художника очень редко можешь понять что-нибудь. Живопись действительно очень сложный вид искусства. И её понимают вообще не так уж много людей. И не так уж много людей могут её сделать. Тяжёлый вид искусства. Сейчас говорят об инсталляциях, перформансах и прочее, но мне кажется, что живопись сложнее, чем всё остальное. Живопись сама по себе огромная загадка. И с трёх красок можно всего такого натворить, что ни с какой концепцией или перформансом это будет несравнимо».
А старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства Елена Ге рассказала о причинах пристального интереса к произведениям художницы: «Нас особенно привлекло в работах то, что в них прослеживается какая-то своя чёткая логика, свой путь, свои живые, настоящие, а не мнимые поиски. Очень строгий художественный отбор прослеживался с каждой новой работой. Потому захотелось придумать, как же всё это могло быть организовано в одном пространстве? Хотелось увидеть эту персональную выставку. И мы уверены, что не ошиблись, а наоборот, получили большое впечатления от различия картин. Все они выглядят гармонично в экспозиции».
Мы беседовали также и с Еленой Поплыко о характере её творчества. Данный разговор передаём нашим читателям:
– Каковы Ваши впечатления о выставке после её открытия, и какую перспективу сейчас, на Ваш взгляд, можно от неё провести?
Впечатления, несомненно, положительные, и я услышала много комплиментов. Часто можно услышать от художников, будто бы им не нравится, что они делают. Мне же нравятся мои работы. Некоторые темы я уже не хочу продолжать, а темы других своих выставленных работ я продолжать, несомненно, буду.
– Вы считаете себя в большей степени художником-абстракционистом?
Да. Ещё в студенчестве я не любила натуралистические изображения. Конечно, мне нравился, например, академический портрет, но когда начался специальный рисунок и специальная живопись, я как бы отдохнула на этом. И сейчас я действительно занимаюсь только абстрактной живописью. Исключение – я начала свой реалистический автопортрет, но он идёт у меня с большими муками…
– Ваши картины имеют цивилизационные, метакультурные названия, а также в названиях прослеживаются религиозные параллели. Это отражает Ваш интерес к духовным традициям?
Это действительно очень интересно, так как даёт ответы на все вопросы, которые тебя интересуют. «День первый» – это название просто рухнуло на меня в секунду…
– Что ожидаете от жизни и от искусства в будущем?
Хочется выражать мысли и идеи, и давать ответы на жизненные вопросы. Стали появляться бытийные темы о существовании, о месте человека в мире. Огромный вопрос стоит: что такое искусство для меня?
Говоря о творчестве Елены Поплыко, выделяешь две культурные тенденции в мировом искусстве. Одна направлена на трансформацию и преобразование окружающей среды. Другая стремится к внутренней тишине и мировой гармонии. Между этими тенденциями есть множество промежуточных уровней в зависимости от эпохи, направления, стиля, и творческой натуры художника. В искусстве Елены Поплыко отчётливо прослеживается второй вектор, направленный на гармонизацию пространства и внутренней природы человека с мирозданием. Пожелаем молодой художнице и далее распространять мир и гармонию вокруг себя.