Освальд Звейсалниекс в Витебске: искусство радости и полноты бытия

В Витебском художественном музее состоялось открытие персональной выставки известного латышского художника Освальда Звейсалниекса.
В Витебском художественном музее состоялось открытие персональной выставки известного латышского художника Освальда Звейсалниекса. Фото Георгия Корженевского

Освальд Звейсалниекс – личность уникальная и гармоничная, соединяющая в себе ипостаси художника, педагога, общественного и политического деятеля. На заре обретения Латвией независимости, он являлся одним из руководителей Народного фронта. Был депутатом Сейма Латвии. Кавалер ордена Трёх Звёзд. Ныне он является директором Резекненской средней школы дизайна и искусств. Профессор Латгальского филиала Латышской академии художеств. Очень целостный и яркий жизненный путь… И наполненные первозданной цветовой мощью картины.

Освальд Звейсалниекс. Белый костёл. Резекне. 2008 г.

В искусство Освальда Звейсалниекса можно погружаться, как в стихию первоначальных вод бытия. Он, несомненно, преодолевает границу разделения между Верхними и Нижними водами, ибо образовавшаяся библейская «твердь» есть ни что иное, нежели совокупность границ восприятия. А художник передаёт цвета жизни в её изначальном и необусловленном состоянии. Его проникновение в природу цвета и цветовых сочетаний определяет структуру художественной формы и степень её трансформации. Живописец своим творческим зрением видит «сквозь тусклое стекло» человеческого восприятия естественные и вечные краски мира, и передаёт их нам.

Творчество Освальда Звейсалниекса также открыто миру осознания тех творческих личностей, произведения которых отмечены подобной же роскошью восприятия первоначальных стихий и эмоций. Вообще, культурные ассоциации и параллели – совершенно особая тема у художника, который не ограничен иллюзиями внешней формы, но прозревает именно во «вторую природу». «Вторую» только в проекции обыденного восприятия. Ведь на самом деле передавая дух храма, парка, цветущего сада или литературного произведения, живописец касается того, что можно назвать идеей изображаемого.

Освальд Звейсалниекс. Мотив Райниса. 2007 г.

Искусство Освальда Звейсалниекса иконографично в том отношении, что всегда раскрывает целостный образ, который приводит нас через сочетание красок и преображённых форм к проникновению в неизъяснимое. Пристально вглядываясь в работы художника, неизменно возникает слово «сталкиваешься». А именно, сталкиваешься с личным откровением мастера, которое способно перевести осознание от скучной обыденности к созерцанию сияющих красот бытия.

Совсем не зря эта преображающая иконографичность сконцентрирована у художника в идее храма. Храм – это образ мира в его смысловом измерении, указывающем на единство всего сущего. В картине «Базилика» мы видим белое строение, символизирующее чистоту и изначальность, а также гармоничное сочетание синего, небесно-голубого, зелёного и фиолетового. Голубой и фиолетовый – цвета Мировой Женственности, при этом именно голубой цвет подчёркнуто выражает эту идею в католичестве. И здесь нам вновь раскрывается единство Верхних и Нижних вод бытия, так как и верх и низ картины – фиолетово-голубые. Синий цвет подчёркивает запредельность, а зелёный, как известно, цвет жизни вечной. В итоге внимательный зритель сталкивается с идеей и глубочайшим предвосхищением мировой гармонии, которая имеет женскую природу по своему определению.

Освальд Звейсалниекс. Базилика. 2006 г.

Художественное творчество Освальда Звейсалниекса превращается в искусство жизни, и об этом говорили многие на открытии выставки. Красота существования – такой акцент в осмыслении картин латышского художника был всеобщим. А говоря о природе, директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич отметила, что «природа Латвии так тепло напоминает нам природу нашей Витебщины, пограничья, ибо мы находимся действительно совсем рядом…» Таким образом, общее наслаждение природой родного края раскрывает возможности человеческого единения. Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского горисполкома Наталья Шиенок подтвердила эту реальность сложившихся прочных человеческих отношений: «Нас объединяет не только сотрудничество, но и тёплые душевные отношения. Это очень важно, когда в сотрудничество включается доверие, дружба, искреннее желание сделать общее дело». Характеризуя свои впечатления о выставке, Наталья Шиенок привела также природные ассоциации с «лёгким свежим воздухом, которого не всегда хватает в буднях и суете».

В Витебском художественном музее состоялось открытие персональной выставки известного латышского художника Освальда Звейсалниекса. Фото Георгия Корженевского

Заведующая художественным отделением Латгальского культурно-исторического музея города Резекне Инесса Туртуре назвала Освальда Звейсалниекса «латгальской иконой» и охарактеризовала специфику цвета в картинах художника: «Каждая картина излучает не только цвет, но и свет. В них очень много воздуха». Музыка цвета – ещё одна важная особенность творчества живописца, которого на открытии выставки называли композитором в изобразительном искусстве. Смотря на его картины, можно слушать музыку. Композитор, пишущий не нотами, а красками…

Освальд Звейсалниекс. Парк Валенсии. 2010 г.

Высказывания о красоте, естественности и гармонии, связанных с личностью и творчеством художника, продолжали другие выступавшие. Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская назвала Освальда Звейсалниекса «человеком-праздником», «человеком-Солнцем». А художник Виктор Шилко отметил единство личностных и творческих качеств художника: «Мало того, что у него живопись красивая, он ещё сам красив душой».

В своём ответном выступлении Освальд Звейсалниекс отметил, что ему всегда очень приятно бывать в Витебске, так как этот город «одна из столиц мировой живописи». Ольга Акуневич отметила значимость выставки мастера: «Ваша выставка – новый вклад в культуру нашего города». Мы же со своей стороны приглашаем жителей и гостей «культурной столицы» посетить выставку, отмеченную замечательной гармонией личности и художника.

Меткі: , , ,

Чытайце яшчэ