Минул месяц с премьеры «Гарольда и Мод», и с актёрами коласовского театра мы беседовали о глубоком внутреннем радикализме содержания спектакля, его идеях и символическом ряде.
Но сначала, следуя истории воплощения произведения Колина Хиггинса на витебской сцене, мы никак не сможем обойтись без определённой «ложки дёгтя», правда, не испортившей ту бочку мёда, которая представляет собой постановка. Всем театральным и околотеатральным кругам известно, что роль Мод должна была исполнять Народная артистка Беларуси Светлана Окружная. Вообще, это её стараниями пьеса была утверждена для воплощения на сцене, и главный образ стопроцентно должна была играть она.
Но так получилось, что в самом начале репетиционного периода Окружная серьёзна заболела. И вследствие введения второго состава Мод исполнила другая актриса — Галина Букатина. Отметим, что на наш взгляд она создала особый неповторимый образ, привнеся определённые элементы, которые до неё не были очевидны.
Таким образом, Светлана Окружная была лишена возможности сыграть роль в пьесе, которую сама же и продвигала. Помимо очевидной безнравственности такого положения дел возникает следующий вопрос: где же премьеры с Народной артисткой Беларуси, ведь последняя состоялась два года назад в «Визите дамы» Фридриха Дюрренматта в постановке Владимира Савицкого. И куда это исчезает «Отец» Августа Стриндберга в постановке Виталия Барковского, где актриса также играет одну из двух главных ролей? А ведь это и явные финансовые издержки для театра, ибо на Светлану Окружную ходят специально. Новому директору театра Александру Старых придётся задаться этими вопросами…
Однако, перейдем к осуществлённой постановке. Мы предлагаем нашим читателям заглянуть в тайны восприятия «с той стороны», с позиции самих актёров. Человеческая действительность в спектакле предстаёт как некая непрерывная ткань времени, а главные персонажи Гарольд и Мод осуществляют разрыв этой ткани, туда, в неизведанное, в Непознанное и Непознаваемое… Всё это пугает обывателя, и главные герои воспринимаются как откровенные духовные радикалы, от которых следует спасать этот уютный и предсказуемый мир.
С нами беседовали Евгений Береснев, исполнитель роли Гарольда, Анжелика Барковская, которая играет мать Гарольда, мадам Чейзен, носительницу и одновременно жертву социальных условностей, и Светлана Суходолова, воплотившая в спектакле сразу три образа, один фантасмагоричнее другого.
– Расскажите о вашей работе с режиссёром спектакля Владимиром Савицким, его подходе к актёрам. Это ведь не первый его спектакль на коласовской сцене…
С. Суходолова. С режиссёром было работать легко и интересно. Он давал мне свободу и воздух, не ограничивал только своими указаниями. У нас получилось совместить его задачи с моими доработками. Светлая, глубокая личность… Сработали гармонично и поняли друг друга. Я жду с ним дальнейших творческих встреч.
Е. Береснев. Это уже четвёртый спектакль режиссёра на коласовской сцене, потому была понятна специфика работы с ним. Он требовал вдумчивого отношения к материалу. Мне он говорил, чтобы Гарольд не был таким «больным», дабы не доходить до натурализма, патологии…
А. Барковская. Это очень тактичный режиссёр, он лаконичен. У нас был маленький застольный период разбора пьесы, и пока мы читали тексты, он каждому делал замечания, давал пожелания, рассказывал, как он видит спектакль. Когда вышли на сцену, он, например, не делал замечания при всех, если актёр не попадал в образ. Он подзывал к себе, и говорил, как он видит. На сдаче спектакля моя дама была более фривольная, а потом кому-то показалось, что она не может так себя вести. Хотя почему бы нет?..
– Очень даже может, по-моему…
А Барковская. Я просто для интереса посмотрела кусочки других постановок, и она как раз ведёт себя очень даже свободно. Но сам режиссёр всё-таки ставил задачу, что она как бы проглотившая кол, вся из себя чинная. Но при этом ведь всё равно остаётся женщиной… У неё есть отношения с доктором, и вообще в самом материале проскальзывает провокация. Мы сняли всё это, за исключением начала второго акта, когда они отдыают.
– То, что убрали фривольность вашей героини, неужели это всё-таки некие издержки патриархальности белорусского менталитета?
А. Барковская. Я не знаю, но ведь в других спектаклях, которые я видела в Интернете, действительно у моей героини нет вот этой чинности. Даже в пинском Полесском драматическом театре есть свой «Гарольд и Мод». И там эта дама ведёт себя также фривольно. И в Санкт-Петербургском театре комедии имени Николая Акимова, в Московском драматическом театре «Сфера»… Хотя везде почему-то возраст героинь старше меня… Кстати, Колину Хиггинсу было 19 лет, когда он написал «Гарольд и Мод». И главному герою 19 лет. Он на одном дыхании её написал…
– Чем же, на Ваш взгляд, эта пьеса так актуальна, что её везде ставят?
А. Барковская. Она актуальна будет всегда. Даже если взять сразу на поверхности, тут стоит проблема взаимоотношения «отцов и детей». Но я бы не делала эту маму такой уж репрессивной. Возникали даже мнения, что дома у Гарольда должен быть ад. Зачем это?.. Просто Гарольд окружён людьми, находящимися в плену условностей, а он хочет чего-то свежего, открыть окно и подышать воздухом, как говорит Мод. Когда он проделывает свои штуки, он хочет, чтобы отреагировала его мама. Но она настолько к ним привыкла, что уже не обращает на всё это внимание. Здесь не равнодушие, как написано в одной из аннотаций, а то, что она именно привыкла. Она ведь отдала его в школу танцев, и девушек из брачного агентства водит к нему. Говорят, что этим она хочет его поскорее сбыть с рук, но с другой стороны, она заботится, видит, что в его голове что-то происходит. Ну, может быть, он остепенится и как-то по-другому будет относиться к миру. Да, у неё свои взгляды, наверное узкие… Вот так надо, вот так принято…
– Да ведь и ад может быть разный… Может быть ад для креветок, к примеру…
А. Барковская. В том-то и дело!.. Но когда тебя кормят только креветками или икрой, то захочется просто хлеба.
С. Суходолова. Это стандартно, когда родители немножко вмешиваются. У каждого могут быть свои планы, но есть попытки подогнать под обычные стандарты. Стремление, чтобы ребёнок не отставал от коллектива и был такой как все.
Е. Береснев. Тут ведь мама хочет и свою личную жизнь наладить с доктором, потому стремится устроить своего сына… Пожить наконец-то для себя. А тут получается вообще ужас. Сын нашёл пожилую женщину, да ещё и собирается жениться. Он превзошёл все ожидания…
– Это не то, чтобы там повеситься… Но ведь мадам Чейзен не только сеет условности, но является и жертвой этих условностей.
А. Барковская. Просто она действительно не понимает, она всё отдала ему, всё сделала для него… Она другого склада человек и не может понять своего сына. Да, она зависима от всяких условностей. У мадам Чейзен ведь не просто представления о жизни, а представления представлений о жизни. Это у многих из нас, и это действительно актуально Но она не равнодушна.
С. Суходолова. Актуальность ещё и в том, что в настоящее время очень много людей с нестандартным мышлением, которые, возможно, не могут найти себя в обществе. Быть может, они находят мало единомышленников и задумываются о себе: «Почему я не такой, как все?» Сейчас большое количество неординарных творческих личностей, и спектакль показывает типичные случаи. Ну и разница возрастов ныне размывается, и люди все больше склоняются к вопросу «хорошо, комфортно ли мне?», нежели «а что на это скажут остальные?». Мы стремимся к свободе, и сейчас много литературы по психологии и эзотерики, которая поддерживает эти стремления.
Е. Береснев. Каждый человек здесь может найти свою тему и увидеть себя. Мне кажется, что актуальность прослеживается и в родительском плане. Гарольд ведь нормальный человек, совсем не больной, но у него не было отца и особого материнского внимания он всё-таки не чувствовал, потому и жил своей жизнью. И когда Гарольд увидел реакцию матери на то, что ему стало плохо, он понял: вот я чем буду брать её внимание. Чтобы не только своими делами занималась… Меня, как отца, эта тема очень волнует, потому что исходя из того, как ты относишься к ребёнку, и сколько ты будешь давать ему внимания, так он и будет воспитан. Если ты будешь его взращивать и воспитывать в любви, он не пойдёт в подростковом возрасте курить неизвестно что… Это актуальность для меня, родительский план спектакля. И получается, что Мод заменила ему мать, она всюду его водила, показывала ему моржа, картину, колбочки… Устраивала свои фокусы…
– Спектакль действительно буквально нашпигован самыми разнообразными символами: зонтики, подсолнечник, Древо Жизни и так далее. Всё это необыкновенно приподнимает сценическое действие…
С. Суходолова. Одна моя знакомая, также творческий человек, говорила, что буквально полетала на спектакле и побывала в какой-то другой реальности…
– С самого начала сценического действия спектакль удивляет наличием органичного актёрского ансамбля. Как удалось этого добиться за отнюдь недолгий промежуток репетиционного времени?
Е. Береснев. Материал, конечно, сыграл свою роль. Все были предельно сконцентрированы в его освоении. С режиссёром было творчески легко, от него не было никаких грубых слов. Сроки были маленькие, но мы все получали удовольствие от репетиций.
А. Барковская. Была неделя застольного периода и две недели репетиций на сцене. И как-то всё сошлось… На личностном факторе. Мне очень дорог Евгений Береснев, с Галиной Букатиной у меня хорошие отношения. Вообще, ансамбль специально никогда не создашь. Как бы ты не хотел…
С. Суходолова. Помогла комфортная атмосфера, созданная на репетициях. Вроде были и сроки малые, но при этих сроках мы последовательно шли вперёд. Эта атмосфера, созданная между нами, актёрами, и режиссёром, была гармоничная и позитивная.
Е. Береснев. От свободы и получилась концентрация. Мы очень хотели, чтобы драматургический материал понравился зрителям.
– Кроме исполнительницы роли Мод предполагается два актёрских состава. Другие исполнители ещё не показывались. Они будут играть отдельным составом, или вы будете как-то перемешиваться?
А. Барковская. Предполагается, что они будут входить потихоньку. Всех сразу не введут, и неизвестно, будет ли это вообще? Режиссёру было важно быстро сдать спектакль, и поэтому он сдал с одним составом.
Е. Береснев. Пока нет никакой информации… Возможно какие-либо второстепенные персонажи подтянутся. Но как это будет происходить, никто не знает.
– Галина Букатина, исполняющая роль Мод, создала образ, исполненный внутренней чистотой и молодостью. Это предполагалось изначально?
А. Барковская. Конечно, предполагалось… Но в итоге она всё равно уходит, как бы оставляя место для другой, более молодой Мод, или же воплощаясь в неё. Режиссёру не хотелось такой вот реальной, грубой, слишком натуралистической смерти.
Е. Береснев. Да, она старше Гарольда, но дело даже не в возрасте, а в том, что она совершенно необычна, с дерзостью, и в то же время с улыбкой относится к социальным условностям. Например, траурная церемония на кладбище, а она лезет чуть ли не под гроб и ищет фисташки, может свалить вазу с цветами. Задача режиссёра была не в том, чтобы продемонстрировать её старость и разность возрастов, а показать необычность человека, «придурковатость» с социальной точки зрения.
С. Суходолова. Мы видим, как две родственные души встречают друг друга. Вопрос о разнице действительно не является главным, тут акцент на других смыслах.
– Существует символизм Старухи, Мудрой Женщины, в Западной оккультной традиции. Мод является своеобразным наставником Гарольда. Он же воспринимает её как старуху, или всё-таки вне возраста?
Е. Береснев. Он не воспринимает её возраст абсолютно. Ну, 100 лет, как она говорит, и 100 лет, он не придаёт этому значения. Он воспринимает её как нечто недоступное его пониманию, и в то же время она разъясняет его поведение. Когда Гарольд проделывает свои фокусы, он сомневается, может быть и хватит их делать. Но познакомившись со своей Мод, понимает, что на правильном пути. У него есть соратница, он чувствует поддержку этой женщины, она учит его любить мир, всё вокруг, он тянется за ней, идёт за ней, но, к сожалению, такой вот финал…
А. Барковская. Такая Мод, как у нас, в неё действительно можно влюбиться… В Мод его притягивает свобода, непохожесть на других. Ведь он сам тоже не похож на других.
Е. Береснев. Он полюбил Мод за её честность, внимание, за искренность, доброту.
Гарольд и Мод. Счастье и полнота бытия. Фото из архива коласовского театра.
– Ваш Гарольд подчёркнуто отличен от окружающих, является инаковым. Как известно, огромное значение для создания подлинно живого образа играет эмоциональная память актёра. В чём он близок лично Вам?
Е. Береснев. Он мне близок своей непосредственностью, своей наивностью. Кто сказал: вот это плохо? Мы сталкиваемся со стереотипами по принципу «что такое хорошо, и что такое плохо». У него совсем другая точка зрения. Он самостоятельно всё познаёт. Мне самому часто говорили: «Так жить нельзя, и на твоё добро будут отвечать злом, и ты вновь и вновь будешь наступать на одни и те же грабли». А я до сих пор верю, что на добро будут отвечать добром, и ты будешь видеть улыбки на лицах людей, хотя часто и ошибаюсь.
– А есть ли какая-то одна трактовка финала спектакля, это хэппи-энд, или Гарольд встречается со своей Мод в воображении, или ставится троеточие?..
Е. Береснев. Я думаю, здесь именно троеточие… Возможно, через свои страдания он попадает в какое-то иное измерение, в лучший мир, и находит человека такого же, как он. Вот он Свет, Чистота, и Адам и Ева будут производить на свет новых, чистых людей без наличия зла.
– Светлана, Вам в спектакле приходится исполнять три роли, правда, объединённых общей идеей (или анти-идеей)… Насколько сложно было входить в такую концепцию и воплощать её?..
C. Суходолова. Это было очень интересно и полезно с актёрской точки зрения. И мне было очень приятно работать с режиссёром. Он даёт свободу, и вот такая у нас получилась совместная работа, когда мне удалось воплотить трёх разнохарактерных девушек. Одна вся погружена в учёбу, другая девушка-пустышка, стремящаяся быть великосветской, и третья – актриса, которая попутала сцену и реальность. И эти образы были узнаваемыми для моих знакомых. Да и сам литературный материал очень забавный, все эти девушки не от мира сего, у каждой свои заморочки.
А. Барковская. Ведь не все театры используют тот ход, когда одна артистка играет три роли. И только в одном из театров такое было… Все эти девушки из брачного агентства они тоже по эту сторону, с матерью. Но они всё равно разные, каждая из них сумасшедшая по-своему. У каждой из них свой кодекс условностей.
– В спектакле значительную смысловую и атмосферную роль играет кордебалет, который ставила Диана Юрченко. Как вы чувствуете связь каждого из ваших персонажей с кордебалетом?
А. Барковская. Кордебалет создаёт атмосферу, настроение. Кто-то говорит, что его слишком много.
– Мне так не кажется…
А. Барковская. Лично нас он не раздражал, наоборот, даже помогал войти в сценическое действие. Режиссёру захотелось поставить эту запятую, «для связки слов», и по-моему очень вкусно получилось, и ребятам было интересно. Я вижу, как они смотрят наши сцены перед своим выходом, в особенности самые молодые. Мы, ожидая своего выхода, чувствуем, что они оставляют свой шлейф там, а они подбирают нас шлейф. Надо отдать должное Диане, она очень хорошо чувствует именно театральные движения. Это ведь не просто танец. Хореограф чувствует, куда идёт спектакль, и иногда этим даже помогает режиссёрам.
С. Суходолова. Спектакль зрелищный, и кордебалет предстаёт как меленькие эпизоды из жизни этого общества, как режиссёр его видит… Он украшает спектакль. Это действительно такие связки, которые помогают нам войти в атмосферу спектакля. Через их сцену я вхожу в свою. В обществе есть такие, как я, эти три мои образа…
Е. Береснев. Наш хореограф Диана Юрченко действительно творит чудеса. Здесь не просто заполнение пауз между переходами. В итоге получился некий совершенно особый организм, который работает легко и приносит определённый символический ряд своими появлениями. И по ребятам видно, что им нравится, они сконцентрированы, существуют как единый организм.
– В спектакле фигурирует Священник, там много символических связей с религиозными мотивами. Являются ли ваши персонажи людьми верующими?
А. Барковская. Для них это просто общепринятые традиции. Верят они или не верят, уже не имеет значения. Это просто принято: молитва перед едой, отмечать религиозные праздники. Условности, которым нужно следовать… Они не задумываются об этом. Здесь мы видим ещё одну условность, которой следует моя героиня.
Е. Береснев. Священник для Гарольда – это просто человек, знакомый. Он не воспринимает его как обладающего неким совершенно особым статусом. На кладбище он приходит, потому что там всегда тишина, можно сосредоточиться и придумать какие-то свои новые трюки. У Гарольда нет никакой патологии в данном отношении: ну, кто-то ходит в лес, а кто-то на кладбище…
С. Суходолова. Да, там совершенно особая энергетика, и если это кому-то комфортно, то так тому и быть…
– Спектакль ещё только в начале своего пути. Как налаживаются, согласно вашему восприятию, его отношения со зрителями?
С. Суходолова. Мне тоже кажется, что реакция есть. Первый зритель был немного поскромнее, а на вторую премьеру зрители реагировали больше…
А. Барковская. Интересно, что в первый премьерный день пришла в большей степени возрастная аудитория, куда более спокойная. Было много театралов, которые привыкли ходить на премьеры. А во второй день пришло гораздо больше молодёжи, и реакция была уже с первый сцены, когда я захожу, и висит Гарольд. Взрослые реагируют на одно, молодёжь, соответственно, на другое, но есть моменты, на которые реагируют все. Так что обратная связь имеет место быть. В любом спектакле даже самый критик-раскритик, образованный-разобразованный реагирует субъективно. Хотя иногда критики говорят, что вообще не приемлют материал. В таком случае, как ты можешь судить о постановке, если тебе материал чужд? И ещё один важный момент. Человек приходит, и у каждого свой ассоциативный ряд. В одном и том же различные люди могут видеть разное. А если ещё ассоциативный ряд глубоко резонирует с тем, что он видит на сцене, тогда возникает прямая связь актёра и зрителя. Ассоциации могут быть разными, но они возникают. Наша профессия является в этом плане очень сложной, потому что вообще все полагают, что знают, как должен играть актёр. А вот попробуй режиссёру это под руку скажи…
Е. Береснев. Я помню, как сначала первые четыре сцены шли очень тяжело, пока зрители входили в спектакль. Они видят: вот, главный герой больной, у него есть какие-то отклонения, так неужели опять патология? Тут может даже идти определённая энергетика отторжения. Возможно, собираются в антракте уходить. Но потом ты слышишь первые реакции смеха, где-то раздаётся шёпот, и становится понятно, что зритель положительно реагирует. Значит, возможно, ему спектакль начинает нравиться. А когда появляются одна за другой три прекрасных девушки из брачного агентства, то становится понятно, что всё, зритель наш… Конечно, зритель способен творить чудеса с актёром. Ты ему забрасываешь, и если он отвечает, ты получаешь огромную поддержку и понимаешь, что на правильном пути.
– Действительно, практически каждый может найти себя в ваших персонажах. Спасибо за интервью. Пожелаем вам и вашему спектаклю успехов, развития и продолжительной сценической жизни.