Народные новости Витебска

«Сад войны» разбит в витебской Музыкальной гостиной

В Витебске открылась выставка художественной фотографии Ольги Шиманко, которая несёт мысли о «вечном мире между народами» через искусство.

Проект молодой художницы органично объединяет в себе две модальности: мир культуры и мир природы. При этом в концептуальном выражении своей выставки недавняя выпускница кафедры дизайна Витебского государственного технологического института особенно подчёркивала значимость природного начала. Выставка призывает совершить посредством активного воображения путешествие в средоточие природного царства, из которого человек выходит, наполненный воздухом вечной гармонии. Природный мир Ольги Шиманко не является хищным, это созерцательное, сосредоточенное, медитативное пространство. И здесь важную роль играет также и культура, ведь мы имеем дело с садом – обработанной, возделанной местностью. Мы видим утончённый сад, выражение идеи гармоничного сосуществования человека и природного мира.

Идею сада как синтеза культуры и природы также воплощают женские образы. Если бы проводилась концепция выражения Natura Naturans в чистом виде, то есть Природы Порождающей, мы столкнулись бы с аллюзиями на «палеолитических Венер» или «каменных баб». Такого рода типажи являются выражением самодовлеющего плотского, воспроизводящего начала. Женские образы на фотографиях Ольги Шиманко отличаются утончённостью и таинственностью. Тёмный фон фотографических изображений указывает на тайну, которая стоит за этими образами. Тут не дневной свет социального восприятия женщины как «хранительницы домашнего очага» со всеми соответствующими её обязанностями. Облагороженное иньское начало являет звёздные отблески запредельной гармонии и красоты. Это начало обладает свойствами вечности и неизменности, а трансформируясь в различных исторических и религиозных формах, оно не несёт партикуляризм и конфронтацию, как «староэонные» мужские боги.

Не зря в описании проекта фотовыставки приведены слова древнекитайского философа Лао-цзы, которые обозначены как её лейтмотив: «Человек при своём рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти твёрд и крепок. Все существа и растения при своём рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твёрдое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое». Искусство фотохудожницы не является пассивным и конформистским, оно предполагает активность и утверждение, но способ действия руководствуется приведённым выше высказыванием мудреца.

Эта действенность проявляется через образы аллегорических воинов: женщин, которые в качестве оружия и защитной амуниции используют различные растения. И здесь мы не можем не отметить тот факт, что женщины издревле использовали травы и цветы в магических целях. Многие растения являются оберегами. Цветы и травы обладают магической силой зашиты окружающего пространства, а также притяжения положительных энергий. В магии растения воспринимаются как содержащие в себе силу жизни. Женская колдовская культура всегда существовала в гармонии с природным миром, чаще всего в резком отличии от мужской, которая была сосредоточена на достижении власти и обретении богатств. Исходя из этого, именно женская природная магия является изначальной, ибо не сосредоточена на сиюминутном историческом прагматизме. Картины Ольги Шиманко есть проявление такой магии в области искусства.

В интервью с художницей мы говорили о ценностях, которые она проводит в своём творчестве, а также соотношении её идей с актуальным обликом цивилизации:

– По всей очевидности, Ваши женские образы выходят за пределы каких-то частных персонажей?

О. Шиманко. Это два воина, которые должны были сражаться между собой. И войне со всем её оружием я противопоставила цветы. Также в основном воюют мужчины, и я им противопоставила девушек: нежных, слабых, молодых, красивых, которые хорошо сочетаются с цветами. Такая вот была идея: вместо воинов-мужчин с их автоматами, штыками, щитами мы видим девушек и цветы.

– Хорошо, допустим, мы убрали все противоречия из человеческой истории. Как же она тогда будет развиваться? Диалектики ведь не будет, необходимого антитезиса, чтобы выйти на новый виток развития?..

О. Шиманко. Всё это может быть, только вот зачем убивать друг друга? Это как высший принцип доказательства чего-либо? Убить ради того, чтобы кто-то нечто понял? Но это просто доказательство силы: я убиваю, потому что я сильнее. Однако свою силу можно доказывать иначе, не в ущерб человеческой жизни.

– Но существует ведь смерть как реальность. Все смертны. А человек вдвойне смертен, так как у него есть ещё и сознание. Неужели смерть не подтверждает историческую легитимность войны? Есть же каста кшатриев, есть же образы женщин-воинов, есть мифологические валькирии, богини Морриган, Дурга. Это во всех традициях…

О. Шиманко. Смерть является естественным процессом. Каждого смерть ждёт в то время, когда она должна наступить. Но если человек ушёл на войну и был убит, его жизнь прервалась противоестественно. И он не смог всего сделать и достичь в полной мере, не смог реализовать себя до конца, как это произошло бы, не будь военных действий. Даже болезнь может являться естественной, она не посылается человеку просто так, это не русская рулетка. Наверное, болезнь настигает человека, чтобы он смог нечто переосмыслить в своей жизни. А насильственная смерть, когда убили шальной пулей или прицеливаясь – это совсем другая ситуация, которая противоположна естественной.

– Можно ли назвать Ваше творчество пацифистским?

О. Шиманко. Несомненно.

– Хорошо. Возьмём просто современную цивилизацию не в состоянии войны, где человека могут переехать на автомобиле, где может произойти несчастный случай на производстве и т.д. Перспективы развития человечества идут в русле ваших пацифистских идей, или есть всё-таки проблемы?

О. Шиманко. Реализация этих идей очень желательна, чтобы цивилизация пришла к некоей целостности и гармонии. Если мы будем воевать друг с другом, да ещё и с природой, тем более – применять ядерное оружие, мы уничтожим цивилизацию в принципе, и природу в том числе. Каков тогда был смысл нашего существования? Каждый должен это понимать. Мы не в Средневековье. Технический прогресс ушёл очень далеко и его следует применять только в мирных целях, ради дальнейшего развития…

– А нравственность ведь недалеко ушла…

О. Шиманко. Нужно верить в человека, ибо если утратить веру и надежду, мы также никуда далеко не уйдём, наше существование будет бессмысленным.

– Так всё же современный человек, на Ваш взгляд, в настоящее время является в большей степени паразитом или духовно эволюционирующим существом?

О. Шиманко. Мне кажется, что сейчас настолько большое значение придаётся свободе воли, что каждый человек может осуществлять собственный выбор. Нечто навязать ему уже тяжелее. Но свободу воли он проявляет далеко не всегда, так как вынужден приспосабливаться к внешним социальным фактором. Но так или иначе, он волен не обманывать себя намеренно.

– Спасибо. Пожелаем Вам и дальше идти своим путём и нести в мир гармонию и красоту.

Мистический пацифизм творчества Ольги Шиманко проводит идеи созидания и обращения человека внутрь самого себя для понимания истоков и смысла собственного бытия. Развитие столь необходимой и благородной тематики будет действительно актуальным.