Выставка фотохудожника Александра Веледимовича проходит в Витебском центре современного искусства и ставит вопросы о возможности непосредственности человеческого восприятия.
По словам самого фотохудожника, выбор между тем, чтобы «жить» и «создавать» наталкивается обычно на то, что реальность превращается в изображение, а искусство подменяет собой жизнь. Стремление к «созиданию», подменяет саму реальность представлениями о ней. Эта тотальность представления как воспроизведения вторичных образов порождает «представление» уже в качестве социальной категории, а именно «общества спектакля». А художник, испытывающий иллюзии относительно собственных возможностей «созидания», превращается в ремесленника, непрестанно воспроизводящего всё новые копии.
Желание заглянуть сквозь действительность как «проекта для публичной демонстрации» в подлинную реальность, понятно в проекции истории философии и духовных традиций. Совсем не зря Фридрих Ницше разделял в своё время «жизнь» и «мир», где жизнь предстаёт подлинной реальностью, дающей приобщение ко всему могуществу первичных стихийных сил, а мир – уделом прогрессирующего отчуждения. Отсюда и противоречие между «становлением» и «прогрессом» у философа. Становление всегда индивидуально и подлинно, оно ведёт к Сверхчеловеку, тогда как прогресс является безличностным и направлен на деиндивидуализацию. Александр Веледимович так или иначе осознаёт неизбежность этого шага окончательного выхода за пределы человеческой обыденности, потому его персонажи иногда приобретают неожиданные фантастические очертания.
Осознавая враждебность «общества спектакля» для себя, фотохудожник проявляет достаточно мудрости, чтобы не затеять с ним борьбу. Ибо борьба – это тот же процесс внешнего «созидания», когда человек вынужден «превращаться в свою вчерашнюю копию». Если уж и приходится «созидать», пока не стали бодхисатвами, необходимо максимально стереть границы, проходящие между людьми, и быть смиренным и самоотречённым в процессе фотографирования. Тогда есть перейти границу, за которой открываются возможности фиксации «искренне созданной неизвестности».
«Созданной», потому что субъект так или иначе что-то фиксирует, однако уже отказывается подчиняться внешним правилам своих действий, всецело полагаясь на поток непрерывности существования. Искренним и медитативным выражением этого потока предстают фотографии Александра Веледимовича. В них выражается реальность, в которой люди, предметы, события, максимально лишены закреплённых за ними социальных ролей. Потому и для каждого из посетителей раскрыта возможность непосредственного прозрения в существование через ассоциации, которые могут интуитивно возникнуть. Необходимо лишь желание смотреть на произведения фотохудожника не просто как на обычные фотографии, или «картинки с выставки», а как на выражение жизненного потока вне пределов человеческой рациональности.
Выставка называется вполне себе научно: «Теория истории». Как объясняет сам Александр Веледимович, фотографии – это невидимые истории. А «теория» – потому что их так или иначе разрывает ментальная конструкция. Выставка состоит их трёх проектов. Первый называется «Фотокарточка на память». Здесь в каждой фотографии выхватывается эпизод действительности, при этом посредством символических предметов, артефактов, движений и поз автор пытается проникнуть через внешний мир явлений в бытийную подлинность.
Второй раздел назван «Мир Кати». Тут главное – интуитивная связь предметов и явлений, перетекающих и трансформирующихся из фотографии в фотографию. В данном случае реальность обнаруживается уже в динамике отображаемого внутреннего пространства одного человека и сопутствующих ему знаков этого мира. Окружающий мир находит единство с внутренней реальностью, без чего и видимая нами действительность, и само наше существование становятся призрачными.
Третий раздел именуется «Кунсткамера». Данное слово по-немецки означает «кабинет редкостей». В случае представленной экспозиции мы видим «кабинеты», при этом каждый из них представляет собой определённый месяц в течение трёхлетнего периода съёмки, являя своеобразный аккорд реальности. Здесь довольно неожиданно проявляется темы Судьбы, Рока, Дахра, и автор предстаёт своего рода глобальным созерцателем, сливающимся с пространством. Интересно, что и сама форма расположения фотографий иногда напоминает расклады Таро, что ещё в большей степени подчёркивает неотвратимость реальности.
Глобальное созерцание снимает в итоге мир объектов и аннигилирует возможности человеческого индульгирования. «Современный художник» исчезает, оставляя на незамысловатой конструкции, где должен был находиться его прах, слова философа-ситуациониста Ги Дебора: «В обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей. Всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Конец вовлечённости во всеобщий спектакль актуального социума означает инициатическую смерть и возрождение в уже собственной вечной непостижимости.
Приглашаем витеблян и гостей «культурной столицы» посетить выставку Александра Веледимовича, фотохудожника и философа, и, возможно, открыть для себя неизведанное в обыденном. Выставка продлится до 2 февраля.