В Витебском художественном музее состоялось открытие выставки Александра Соловьёва

Выставка Александра Соловьёва «Природа наша вечная», которая на днях открылась Витебском художественном музее, побудила присутствующих говорить о любви к жизни и радости от созидания.
В Витебском художественном музее состоялось открытие выставки Александра Соловьёва. Фото Георгия Корженевского

Несмотря на то, что Александр Соловьёв является одним из старейших витебских художников, внутренне, в своих творческих порывах он сохранил непреходящую молодость. Персональная выставка имеет полное название «Природа наша вечная. Краски земли, цвет, ритм, пространство», и подчёркивает вечное цветение его души. Если говорить о творчестве Александра Соловьёва в совокупности, любимым его цветом является чёрный. Это художник космического масштаба, его произведения драматичны и даже трагичны в своей динамике. Данная выставка является иной, и раскрывает не вполне известные стороны творчества художника. Экспонированные картины наполнены свежестью и раскрывают нам глубокий мир природной реальности, который существовал до появления каждого отдельного человека на свет, и будет существовать после него. Художник показывает среду, на которую человек может взирать с вечным удивлением, и она будет всегда таить для него загадки. Здесь опять-таки раскрывается космический смысл творчества живописца.

Молодость творческого облика Александра Соловьёва проявляется и в огромной энергетической силе его работ. Она выражается через цвет и экспрессию. При этом тончайшее взаимодействие цвета, частое применение смешанной техники, использование совершенно различных художественных направлений в пространстве одной картины помогает создать неповторимую глубину перспективы в его произведениях. И здесь проявилась ещё одна особенность природной экспозиции Александра Соловьёва: в ряде картин проявляется тенденция растворения созерцающего субъекта в окружающем пространстве. В этом также выражается метафизическое восприятие природного мира в его вечности и незыблемости. Потому и смысл выставки не может быть выражен до конца, ибо вечность выходит за пределы возможностей её рационального толкования.

Александр Соловьёв. Белая гармония.

На это указывал и сам Александр Соловьёв говоря, что уже всё сказал в своих произведениях и обратив внимание на нелепость, с его точки зрения, того случая, когда художник объясняет свои работы. С ним согласился и начальник отдела культуры Витебского облисполкома Пётр Подгурский: «Вы полностью правы, художник не должен объяснять, что обозначает эта выставка. Человек сам видит то, что ему позволяет образование, его миропонимание». А искусствовед Михаил Цыбульский не зря подчеркнул интуитивный характер творчества художника: «Напэўна па жыццю Аляксандра Салаўёва вядзе нейкая інтуіцыя. Гэтая інтуіцыя – вялікая справа. Інтуіцыя творчасці, якая дазваляе яму вельмі тонка адчуваць не проста асяроддзе, гледача, тут, можа, сам глядач не дакладна адчувае мастака, а вось тое, што ён адчувае час, сам сябе, што ён навучыўся слухаць і перадаваць вельмі тонка тое, аб чым ён думае і што яго хвалюе, гэта адназначна і гэта ў яго атрымліваецца выдатна».

Любовь, красота, радость и созидание – эти основные идеи, вокруг которых шёл разговор о восприятии выставки почтенного художника. Так, председатель Совета художественно-эстетического салона «Оли-Арт» Владимир Джариани говорил о выставке, как о «объяснении в любви». Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич тоже говорила об этом чувстве: «Само открытие выставки – это действительно объяснение в любви самому Александру Александровичу Соловьёву и всему нашему миру». Художник Валерий Чукин охарактеризовал экспозицию как «выставку ошеломительной красоты» и назвал её «всплеском вдохновения», пожелав художнику «много вёсен». Начальник Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Наталья Шиенок отметила огромное созидательное начало, заложенное в характере и идеях выставки: «Мысль о том, что жизнь будет продолжаться, и мы будем жить долго и счастливо, показалась убедительной». Упомянув о том, что Владимир Соловьёв являлся участником войны, она сказала, что история его жизни напоминает, «что нельзя забывать о прошлом, нужно думать о мире и созидании».

Александр Соловьёв. Цветы.

Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская говорила о глубине личного влияния и примера художника на окружающих: «Жыць у адной прасторы с такім мастаком – гэта шчасце… Ён з’яўляецца чалавекам, які дазваляе не проста паверыць у сябе, але ж паверыць у тое, што працаваць не толькі можна, але і патрэбна ўсё жыццё, і чым далей, тым працаваць болей. Гэта не проста прыклад, гэта яшчэ і прыклад таго, як можнa ўсё жыццё гэтаму жыццю радавацца, і ўсё жыццё несці шчасце ў свет».

Александр Соловьёв. Голубая композиция.

Михаил Цыбульский отметил внутреннюю сложность работ художника, которые всегда выходят за рамки описательности и однозначно читаемого смысла: «Творы Аляксандра Салаўёва зусім не простыя для ўспрымання. Можа, знeшняя прыгажосць, знешняя каларыстычная прывабнасць – гэта толькі той знешні слой назвы выставы. Безумоўна, ўсё гэта ідзе ад прыроды, ад таго багацця жыцця, якое, дзякуй Богу, Аляксандра Аляксандравіча вельмі шануе, і да якога ён сам вельмі трапятка адносіцца. І таму, канешне, хочацца, каб кожнаму з нас хапала розуму, таленту проста спасцігаць гэтыя глыбіні». Искусствовед также упомянул о важности чёрного цвета для Александра Соловьёва и значимости этого цвета для понимания смысла работ живописца: «Яго чорны колер – можа гэта для мастака нейкая прастора, у якую ён пагружаецца, і ў якую ён пагружае нас. Можа гэта для яго нейкі камертон, які становіцца значным, моцным акцэнтам для арыентацыі ў дадзенай прасторы».

В своём слове Александр Соловьёв отметил важность для каждого человека наличия жизненной цели, которая даёт силы развиваться и двигаться вперёд: «Главное – чтобы была мечта, чтобы было стремление куда-то идти. Не дай Бог, если у человека нет этого стремления. У меня, по крайней мере, есть радость творчества, и я думаю, что мы ещё не последний раз встретимся, и вы будете видеть совсем другого Соловьёва… Есть движение, избави Бог остановиться, надо всё время смотреть в неведомое. Надо иметь свою планету, которая тебе дороже всего. Ты на ней трудишься, и продолжай этот путь. Надо иметь цель, желание и любовь».

В следующей части своего выступления Александр Соловьёв говорил о значимости внутренней честности для сохранения творческого долголетия, а также о любви к искусству, стремлении к творческим открытиям для наличия содержательности существования: «Я делал всё искренне, честно, не вникая в какие-либо течения. Для художника течение – это крик собственной души. Есть мировая культура, в которой тысячи течений. Есть твоя душа, твоё восприятие жизни, и ты должен этим руководствоваться… Нужно, чтобы люди поняли, что без искусства жить бессмысленно, человечество – это искусство, искусство создало человека. Бедные люди, кто не любит искусство. Это печально, тем более, что их очень много. Они не могут слушать музыку Моцарта, Бетховена, принять Врубеля, Ван Гога. Это жутко, потому что половина жизни утрачена впустую. Нас немного, но за нами правда. Не будь искусства, человек тогда не имеет смысла жить. Нужно всегда что-то открывать. Это не только касается искусства, это вообще закон человеческой жизни. В этом истина, и в этом счастье».

Александр Соловьёв. Цветы

О реальности яркого жизненного и творческого долголетия Александра Соловьёва сказал Пётр Подгурский, назвав его творчество «национальным достоянием» и выразив надежду, что в следующем году художник откроет большую персональную выставку к своему 90-летию. А мы в заключение отметим ещё один интересный факт. Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич справедливо отметив, что каждая выставка Александра Соловьёва – ярчайшее событие в культурной жизни Беларуси, объявила о подарке, сделанном художником. Все работы с выставки «Природа наша вечная» Александр Соловьёв дарит Витебскому художественному музею.

Коллективное фото на память. Фото Георгия Корженевского

Меткі: ,

Чытайце яшчэ