В Витебске вспоминали художника Александра Досужева
В художественном салоне-галерее «Стена» прошёл Вечер памяти, посвящённый видному участнику витебского «Квадрата».
Посетители, собравшиеся 3 февраля в «Стене», могли увидеть документальные фильмы и видеокадры, на которых запечатлена история этого известного художественного объединения. Сквозь даль времён доносились голоса «квадратовцев»: Александра Досужева, Николая Дундина, Валерия Чукина, Александра Малея и других, и зрители видели их на излёте советского времени. Одна из заслуг представителей «Квадрата» заключалась в том, что в условиях ещё советской действительности они открыли такие новые творческие формы, как инсталляция и перформанс. Творческая позиция «квадратовцев» предполагала не просто классическое исполнение картин, но и встроенность их самих творцов в искусство, когда художник становится частью произведения искусства. Уже после окончания функционирования этого объединения, такое отношение не утратилось, а имело своё развитие.
Представители «Квадрата» осмысляли себя не просто как последователи Казимира Малевича и других представителей витебского авангарда, а в качестве их духовных преемников. Радикальное отличие от повседневности была важной характерной чертой участников творческого объединения, так как оно предполагало интеллектуальную свободу, неподверженность общепринятым стереотипам в жизни и творчестве. Для этого требовалось мужество быть честным перед собой, о чём говорилось в видеокадрах. Александр Досужев, которого уже год как нет среди нас, являлся в этой мужественной честности ещё необычайно добрым и интеллигентным человеком: «Каждый холст требует ласки, любви и добра, даже если он дышит ненавистью».
Высказываясь о том, каков был Александр Досужев при жизни, многие отмечали именно его человечность. Так, Валентина Кириллова говорила о внутренне присущем чувстве справедливости, являвшемся неотъемлемым для него качеством: «При нём нельзя было никого обидеть. Это личная позиция его была. Если случалась какая-либо несправедливость, он всегда вставал на защиту». Василий Васильев также высказывался об этой нравственной оси, характерной для Александра Досужева: «Мне кажется, что это такое зрячее, христианское умение прощать. Это уникальное качество. Где-то иногда мы все бываем грубыми. А о нём нельзя даже было подумать ничего подобного. Такое поведение составляло его внутренний стержень».
Александр Досужев неожиданно ушёл от нас на 69-году жизни, и выступавшие на памятном вечере свидетельствовали, что он покинул этот мир достойно и на подъёме творческих сил. Николай Дундин отметил, что жизнь их товарища «оборвалась на самом красивом, на самом чудесном месте». А Василий Васильев говорил о «чудесном расцвете, который произошёл в последние годы его жизни». Александр Малей также сказал об этой прерванности творческого полёта художника: «Он ушёл на излёте, он прозвучал и будто бы выкрикнул. Он красиво жил и красиво ушёл. Я уверен, что его картины займут достойное место в нашем белорусском искусстве».
Последнее путешествие Александра Досужева не воспринимается как абсолютный конец, его личный и творческий образ живёт в сердцах друзей и коллег, о чём говорил Николай Дундин: «Мы сегодня посетили могилу его, а он всё равно с нами. И вот мы говорим, что он как будто ушёл в длительную творческую командировку, из которой нам придётся его долго ждать». Своему товарищу по творческому цеху вторил Виктор Шилко: «У меня такое ощущение, что Александр уехал будто бы в какую-то командировку, и я, наверное, буду его ждать».
Александр Малей, обратившись к теме творческого наследия любого художника, отметил особое звучание картин после того, как творец покидает наш мир, и это в особенности справедливо для любого подлинного мастера: «Художник, как известно, живёт две жизни. Причём это не просто красивые слова, а является правдой. У художника всегда сложная жизнь, это действительно правда, иначе ему будет нечего сказать. И вот за это страдание Господь продлил нашу жизнь в картинах. Картины художника имеют после его смерти какое-то удивительное превращение. Казалось бы, видел эту картину много раз, а она становится другой. Они наполняются каким-то совершенно иным содержанием. И мы вынуждены смотреть на данную работу совершено другими глазами. Я подчёркиваю, что именно картина работает, а не то, что ты просто стоишь и нечто фантазируешь. Картина начинает жить совершенно самостоятельной жизнью. И вот здесь Александр Досужев присутствует живой. Потому что картина отдаёт ту энергию человека, которую он вложил в неё».
Это звучание художественных работ нужно воспринимать не просто фигурально, но и совершенно реально, энергетически: «У нас в «Квадрате» был такой жаргон: картина «гудит» или «не гудит»… То есть имеется в ней энергия, или нет? Это самое главное. И если здесь присутствуют молодые художники, возьмите это себе на вооружение. Если вы хотите понять, какова ваша работа, спросите себя именно так. Вложил ты в неё свою энергию, или нет, а если вложил, то она обязательно даст плоды. И вот все картины Александра Досужева является «гудящими», именно такими».
Собравшиеся на памятном вечере могли увидеть инсталляцию, посвящённую Александру Досужеву. Она была создана теми, кто когда-то являлся участником творческого объединения «Квадрат». Также были представлены картины Александра Досужева, принадлежащие самой «Стене», Витебскому центру современного искусства, а также предоставленные из частных коллекций.