В Витебске отметили юбилей белорусской Атлантиды
В Витебском областном краеведческом музее 6 февраля состоялось открытие 10-й выставки проекта «В поисках Атлантиды».
Проект имеет подчёркнуто национальный характер и направлен на возрождение ощущения подлинности белорусского наследия, которое извлекается из глубин прошлого в настоящее. Отсюда и возникает архетип Атлантиды, поднимающейся из пучин коллективного бессознательного народа, и становящейся осознанной. Художники, осуществляя пленэрную деятельность в забытых и полузабытых культурных местах Витебской области, способствуют извлечению на свет осколков национальной истории.
Елена Зорина, заведующая отделом научно-просветительской работы краеведческого музея, особо подчеркнула эстетическую категорию «прекрасного», характеризующую данную выставку. Она отметила, что художники заново открывают все те забытые культурно-исторические места. И это не просто стремление вспомнить своё наследие, но и поделиться собственными открытиями. И как заметил заместитель директора музея по научной работе Валерий Шишанов, 10 лет – это значительный юбилей для такого художественного проекта, в особенности в наших непростых современных условиях. Наверное, мы столкнулись с юбилеем действительно атлантического размаха, который достигнут благодаря самоотверженному энтузиазму и предприимчивости организаторов проекта.
Бессменным куратором проекта является художница Екатерина Мясникова. В своём выступлении она призналась, что когда всё начиналось, она не могла подумать, что дойдёт до такого юбилея. Уже само то, что до него «шли, шли и дошли», стало само по себе неожиданностью и открытием. Интересные исторические места, архитектурные памятники, всегда близки художникам для души, и каждый пленэр, как отметила куратор, производит новые открытия. На этот раз, в 2014 году, художники посетили Полоцкий район. В Островщине сохранились остатки запруды, где когда-то стояла мельница, и основание старой усадьбы. Деревней владели мелкие дворяне Островские, а один из молодых дворян, как утверждает предание, являлся прообразом главного героя повести Александра Пушкина «Дубровский».
Также на последнем пленэре художники посетили Бездедовичи, где сохранилась усадьба Александра Римского-Корсакова, государственного деятеля и родственника великого композитора. Последним местом назначения была деревня Быковщина. Там сохранилась усадьба дворян Поклевских-Козелов, многочисленные хозяйственные постройки, старый парк и остатки купальни. Весьма солидная география, и это только в одном районе!.. В итоге на выставке были представлены работы 20-ти художников, среди которых как молодые живописцы, так и солидные мастера, давно сделавшие себе имя.
Разумеется, сам характер пленэра обусловил преимущественное количество работ реалистической направленности. Но этим дело не ограничилось. Посетители выставки могут ознакомиться с картинами Валерия Счастного «Святы Мікалай» и «Без Дзядоў. ХХ стагоддзе». Они исполнены в его стиле знакового конструктивизма с привычным для него христианским традиционалистским подтекстом. Два диптиха Валерия Белого «Женский портрет» и «Шляхецкая мара» являют собой пример фантасмагорической живописи, выражающей глубину тайн и изломов национальной истории и души. А картины Владимира Вольнова «Ритуальный камень» и «Городище» позволяют проникнуться фундаментальностью духа дохристианской традиции.
Выставка не ограничивается только живописными работами. Ещё представлены графика и гобелен. Так, гобелены Светланы Баранковской «Сцяжынкі. Толькі разам» и «Поле ільна» полны проникновением в чувственное содержание белорусской традиции. Они выражают эмоциональные переживания души белоруса, его близость к естественной среде и ценность для него душевно-сердечных отношений, основанных на любви.
А вот в сфере возрождения национальной культуры и сохранения исторического достояния далеко не всё идиллично, и художники это отлично осознают. Данную проблему остро и честно поднял Владимир Вольнов в выступлении на открытии выставки: «Сегодня мы ищем не просто то, что исчезло. На наших глазах сегодня исчезает культура. Вот я смотрю на изображение деревянного дома и вспоминаю, что в мае прошлого года сгорела панская усадьба на родине Василя Быкова. Великолепный дом начала ХХ-го века в стиле модерн, это изюминка национальной культуры была. Он два года стоял раскрытый ветрам, пьяницам и кому угодно, загаженный. Мы написали письмо, как участники одного из пленэров, в Ушачский райисполком. А в итоге: отписки, отписки и отписки… И он сгорел!.. Как это так, в уме не укладывается: в Германии, чтобы перекрасить дом, хозяин должен цветовое решение согласовать. А у нас, если нет таблички, которую можно снять, значит всё будет бесхозным. Но это же дикость XXІ века! Мы останемся просто без ничего!.. Мы надеемся на восстановление, но сегодня уничтожается всё: исторические Борисовы камни, которых было у нас семь, их осталось, слава Богу, хотя бы три. В наше поколение это уничтожено, в то время, как в Шотландии фермерам платят деньги за то, чтобы они в своём ландшафте ничего не изменяли. А у нас всё исчезает… Кто-то высказал лукавые слова в своё время, что «рукописи не горят». Однако всё горит. Это создаёт ложное представление будто бы ничего, всё нормально, у нас ничего не горит и не рушится. А это страшная боль. И сегодня, то, что мы делаем, то, что мы запечатлеваем – правильно мы делаем, ибо всего этого может не быть. Это до упора реализм, потому что он оправдан временем, мы хотя бы фиксируем то, что завтра может сгореть. И здесь я вижу важные задачи пленэров. Не заниматься абстрактными работами, а писать, коль тут пленэр, а потом уж ты абстрагируйся. Но на пленэре надо писать, подлинно, в лоб, только тогда это будет иметь ценность: и историческую, и эстетическую. И в этом будет наша память».
В итоге, пока подвижники пытаются запечатлеть наследие, прокричать о нём и вырвать его из пучин исторического дна, безответственность чиновников оказывает влияние прямо противоположное. Но энтузиазм художников, видимо, никогда не угаснет, и после окончания выставки многие из них остались, обсуждая место назначения нового «атлантического» пленэра.