Миры «иного искусства» Эмель Каракозак можно увидеть в Витебске
Сразу три выставки турецкой фотохудожницы Эмель Каракозак открылись в различных музеях Витебска на прошедшей неделе.
Её работы и её взгляд на реальность совершенно беспримерны для белорусского зрителя, и мы настоятельно рекомендуем жителям и гостям «культурной столицы» посетить экспозиции в Витебском центре современного искусства, Витебском художественном музее и Золотом кольце Витебска «Двина». Мы перечисляем культурные заведения в порядке времени проведения мероприятий открытия, которые состоялись, соответственно 11, 12 и 14 февраля. Восприятие мира, а также смысловые обобщения турецкой фотохудожницы достойны самого пристального внимания. Ибо в её работах, постигая красивую, но также и совершенно неоднозначную, многоплановую реальность, мы восходим от времени к вечности.
Эти странные и непривычные названия…
Уже то, как экспозиции именованы, повергает в нечто совершено ирреальное с точки зрения обыденного сознания и предлагает взглянуть на мир с иной, непривычной и может быть даже неудобной стороны. Приведём их названия и проникнемся их звучанием: «Anomie. Отсутствие Закона», «Everthing is Nothing. Всё Ничто» и «The Elixir of Life. Эликсир Жизни». Эмель Каракозак предлагает погрузиться в бытие, актуализируя женские стороны восприятия, характеризующиеся медитативностью, проницательностью, тонкой чувствительностью к каждой детали окружающего мира. Без проникновения в звучание и смысл названий вряд ли удастся должным образом настроиться на экспозиции, так как посетители увидят не просто фотографии, но подлинные картины. Эта живописность характерна для любой темы, представленной в работах фотохудожницы.
Море и камни (или скалы), которые омывает или с которыми сталкивается необъятная водная стихия, характеризует встречу мужского и женского начал. При этом понятно, что женская стихия предстаёт куда более всеобъемлющей и первичной. И речь в фотокартинах Эмель Каракозак идёт не о каком-то простом море. Первобытные воды, олицетворяемые в древних образах Тиамат, Йеманджи, Нун, предстают то бурными и порывистыми, то успокоенными. Безбрежное морское пространство погружает в медитативное состояние, и о важности этого медитативного восприятия мира говорила на открытии выставок фотохудожница. Стихийность вод подчёркивает неуправляемость и неподконтрольность вечно-женственного начала любым «твёрдым организмам» или искусственным и экспансивным творениям человеческой среды.
Пороги сновидения
Такова же, женская природа характерна для деревьев и лесов в творчестве Эмель Каракозак. Иногда водная реальность и мир деревьев соприкасается друг с другом, и в результате мы видим воплощение высшей гармонии. На одной из фотокартин мы можем созерцать нависающую тьму аномического Ничто, в которую упирается крона свисающего над водой Дерева. Перед нами престаёт гармоничное соединение трёх женских стихий вместе с летящей птицей, которая выглядит здесь совершенно органично и является неотъемлемой частью этого метафизического пейзажа. Птица традиционно осмысляется как выражение человеческой души или «тела сновидения», и в данном случае пернатое создание плывёт в своём полёте по грани Бесконечности.
У Эмель Каракозак мы видим много сумеречных или ночных пейзажей с природной средой, кажущейся бесконечной, в которых её элементы зачастую обретают символический характер. Сумерки и ночь – время наиболее углубленных медитативных погружений, а также проникновений в сновидческую реальность. Через выражение природной среды фотохудожница намекает нам на огромные богатства внутреннего мира человека. Её картины имперсоналистичны, и это не является недостатком, здесь есть особая универсальность, присущая именно женской природе. В работах Эмель Каракозак нет сновидящего субъекта, но есть стихия сновидения, которая раскрывает дали, не охватываемые ограниченным рациональным интеллектом.
Страдание как «причина сознания»
Природная реальность раскрывает миры, в которые погружается освобождённое от давления искусственной среды медитативное или сновидящее сознание. В Витебском центре современного искусства представлены фотокартины, наглядно демонстрирующие сущность многосложной техногенной и информационной действительности, находящейся во власти всепоглощающего времени. Сновидящая природа человеческого существа отображена в обнажённых женских телах, для которых неотъемлемой является эстетическая категория Красоты. Здесь мы видим не просто «тела», в данных работах Эмель Каракозак выражена насколько древняя, настолько и органичная концепция отсутствия непроходимой границы между душой и телом. Женские образы на полотнах или плывут в пространстве искусственной среды, являясь для неё явно инородными и постепенно освобождаясь её влияния, или напротив, погружены в глубокое раздумье или отчаяние.
Фотокартины с детьми, являющимися жертвами бытового или военного насилия, представлены во всех трёх экспозициях. Конечно, можно и должно видеть в них, в том числе, и буквальный смысл, призывающий задуматься о недопустимости насилия и пролития «слезинки ребёнка». Но творчество Эмель Каракозак не было бы таковым, не имей оно в себе ещё и аллегорического смысла. Детские образы символизируют души людей, являющиеся выражением единой Мировой Души, предстающей в гностицизме как София Ахамот. Она погружена в социально обусловленный и падший мир, который образно выражен как «материя», и расколота на части, кои должны осознать собственную природу в этой действительности греха и страданий. После чего София сможет обрести единство и целостность, возвратившись в мир Божественной Плеромы.
Духовный космополитизм
Все выставки Эмель Каракозак в Витебске проходят под национальным турецким флагом. Это несомненная дань уважения своему государству и своему народу, а также природе своей страны. Но следуя известному принципу, глубокая связь с национальным обеспечивает также и всечеловеческое звучание. А фотокартины Эмель Каракозак действительно звучат и поют о стремлении к неведомому. Будь то море, горы, лес, солнечный свет или «тьма над бездной», всё это выражает тайную песнь бытия.
В полном соответствии с духовным космополитизмом творчества турецкой фотохудожницы, организация её выставок в Витебске также имела международный характер. Прежде всего, стоит отметить, что воплощение выставочных планов не представлялось бы возможным без галереи «Lust auf Kunst» («Стремление к искусству») и лично её основателя, г-жи Эвелин Росса. Данная галерея находится в городе Ребург-Локум (Германия), который входит в округ Нинбурга, города-побратима Витебска. А с белорусской стороны организации выставки содействовали такие известные представители Витебской художественной школы, как Геннадий Фалей, Владимир Вольнов и Анатолий Люцко. Приглашаем всех в музеи нашего города, где экспонируются работы Эмель Каракозак, которые раскроют посетителям неизведанные грани реальности и доставят удовольствие от созерцания истинной Красоты.