Народные новости Витебска

Лики «русского мира» в культурном пространстве Витебска

На прошедшей неделе в культурной жизни Витебска произошло сразу два события, призванные упрочить взаимоотношения с «русским миром». Ими являлись творческая встреча с поэтом Олегом Зориным в Витебской областной библиотеке и Международный круглый стол на художественно-графическом факультете ВГУ совместно с представителями Смоленского государственного университета.

Несомненно, культурное пространство Витебска включает и будет включать в себя феномен «русского мира» как составную часть вне имперского контекста, который навязывается сегодня официальными СМИ России. По всей очевидности, в той же степени для Беларуси будет актуален «польский мир» и «еврейский мир». Но без культуры «восточного соседа» наша культура не будет полной, ибо невозможно не учитывать, что многие уроженцы Беларуси идентифицировали себя именно как представители русского культурного пространства. Концерт Юрия Шевчука и группы «ДДТ» на прошлой неделе имел в большей степени «вселенский» и универсалистский характер. Ведь ни для кого не секрет, что легендарный музыкант ныне никак не вписывается в официальную политику «государства Российского», являясь одним из одиноких «голосов совести» на просторах своей страны.

Здесь же мы будем говорить о тех, кто «вписывается», об общественных, а также вполне официальных связях, осуществляемых культурными и образовательными учреждениями нашего города. Поэт Олег Зорин родился на нашей земле, в Полоцке, но позиционирует он себя именно как российский поэт и гражданин, что и выражалось в презентации его вечера: «Творческая встреча с поэтом О.В. Зориным (Санкт-Петербург)».

Широта и стихия русской души в поэзии Олега Зорина

Председатель Совета художественно-эстетического салона «Оли-Арт» Владимир Джариани, представляя Олега Зорина и упомянув о его службе в ракетных войсках, не без доброй иронии сказал: «Значит, ракеты запускать тоже может…» Также он отметил, что у него «много дипломов и благодарностей, орденов и медалей». Разумеется, российский патриотизм, выражающийся в гражданской позиции Олега Зорина, никогда не ставился под сомнение. Однако в стихах поэта есть и другое, что несказанно роднит его с Александром Блоком и Сергеем Есениным: разгул, хаос, стихия, «цыганщина»:

Жги, цыган, поймав удачу ночью на крыло,
Да шепчи молитву чаще, чтобы повезло.
Только б вынес в чисто поле резвый вороной,
Где кострами ярко светит табор за рекой.
Плачет скрипка над шатрами, в дальний путь зовёт,
Там красавица смуглянка у кибитки ждёт.
А погоня в спину дышит, по следам идёт,
Будто сам её рогатый в этот раз ведёт.

Но та же широта и стихия, которыми поэт явно восхищается, может обернуться, с его точки зрения, своей изнанкой, проявившейся в «развале страны»:

Это Русь православная вместе с нами живёт,
За столом сидит праздничным, громко песни поёт,
Пашет землю, играючи, избы ставит, шутя,
По бескрайним просторам птицы-тройки летят.
В ночь Купальную летнюю заведёт хоровод
Горделивое пламя, непокорный народ.
Вдруг в разгуле разбойничьем, закусив удила,
На пути в преисподнюю оказалась страна.
Где плоды демократии и обещанный рай?
Обозлённые нищие переполнили край.

«Поэту нужен слушатель, поэт не может писать стихи для узкого круга, поэт пишет только для народа», – так определил свою гражданскую и творческую позицию Олег Зорин. И действительно, стихия, так близкая русской душе, и имперскость, предполагающая не меньшую душевную широту, нежели стихия и сама являющаяся своего рода стихией и разгулом, органично переплетаются у него:

Полыхающие зарницы,
Растревоженная земля,
С болью крика подранка-птицы
Неухоженные поля.
А была ведь земля какая?
Минск, Донбасс, Целина, Кавказ,
И вставало над мирным краем
Солнце, греющее всех нас.
Но кому-то сильно мешала
Сверхдержава – СССР,
В прошлом веке её не стало,
А взамен получили…

Однако подлинному поэту, а Олег Зорин таким является, неизменно будет присущ дар проницательности, ибо настоящая поэзия не может не быть таковой. Не правда ли, насколько сейчас актуально для России звучат строки из его стихотворения «Груз 200», хотя оно о совсем другой войне. Но как говорил нынешний земляк поэта Борис Гребенщиков: «Бросьте вы. Не бывает разных войн. Войны бывают, когда люди умирают зря».

Неужели гордые славяне
Непрерывно будут воевать
И сынов своих на поле брани
На потеху Марсу посылать?
Новый век, открой глаза народу,
Силы дай, чтоб не сгореть в огне,
Мира дай, как жаждущему воду,
И немного вспомни обо мне.

В Витебской областной библиотеке имеется также одно важное зримое свидетельство указывающее, что несмотря на теперешнюю «русскость» Олега Зорина, он не утрачивает связи с пространством, откуда он произошёл. Литературно-художественное издание «Валерий Могучий. Олег Зорин. Скульптор и поэт» является плодом сотрудничества культурных деятелей Витебска и Санкт-Петербурга. Скульптурные произведения Валерия Могучего сопровождают стихи Олега Зорина. На одной из страниц – фотография двух скульптур Народной артистки Беларуси Светланы Окружной («К свету» и «Пьета»). Артистка известна не только своей позицией, направленной на всестороннее единение с Россией, но и жертвенной личной судьбой, и ей посвящается красноречивое и исчерпывающее четверостишие:

В судьбе трагической её
Сплелись две разных ипостаси –
Свет Мельпомены на Жнивьё
И крик души в кресте над Спасом.

Витебск и Смоленск: сотрудничество двух «худграфов»

Так сложилось, что день 19 февраля был сказочно богат на различного рода культурные события. Приезд и пресс-конференция Юрия Шевчука и группы «ДДТ», Международный круглый стол «Актуальные проблемы современного художественного образования» в Витебском государственном университете, Творческая встреча с Олегом Зориным, и, наконец, премьера спектакля «Папялушка, або Крышталёвыя чаравічкі» в Белорусском театре «Лялька», о котором мы будем рассказывать в следующей статье. Всё это говорит о глубокой и насыщенной культурной жизни нашего города. Но вернёмся к взаимодействию с «русским миром», а, значит, к Международному круглому столу, и последовавшему открытию выставки витебских и смоленских художников в выставочном зале художественно-графического факультета.

Подобного рода мероприятие, являющееся следствием плодотворного сотрудничества двух аналогичных факультетов Смоленского государственного университета и Витебского государственного университета, уже пятое по счёту. Проводится оно попеременно в Смоленске и в Витебске. А вообще тесное взаимодействие в сферах творчества и образования берёт начало ещё с 90-х годов прошлого столетия.

По словам декана художественно-графического факультета Юлии Беженарь, в ближайшее время будет подана заявка на финансирование совместного проекта, который называется «Русский мир». Сотрудничество со Смоленском открывает возможности, в том числе, и получения грантов, что немаловажно, как отметила в разговоре с нами декан худграфа, для развития творческих перспектив: «У них легче получить гранты именно в творческом направлении. У нас это сложнее, ибо в большей степени всё-таки проходят медицинские, ветеринарные, экономические науки».

Что же касается иных проектов сотрудничества, обозначенных на Круглом столе, они действительно практически неисчерпаемы, была бы добрая воля и финансовые возможности. По крайней мере, что касается доброй воли, её реальность сомнений не вызывает. Так, планируется развивать проведение общих дистанционных мастер-классов в режиме онлайн. Намечаются совместные публикации в журнале «Искусство и культура», учредителем которого является ВГУ. Этот журнал включён в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по искусствоведению, культурологии и педагогике. Предполагается также выпуск совместных учебных пособий. Рассматривается возможность создания совместного сайта смоленского и витебского «худграфов».

Во время нашей беседы Юлия Беженарь отметила, что в СмолГУ существует магистратура по специальности «Дизайн», а у нас пока такого нет, потому для витебских студентов существует возможность получения соответствующего диплома в Смоленске. В настоящее время действует обоюдный договор на бесплатное предоставление жилья в общежитиях для студентов, приезжающих на совместные пленэры. В марте состоится конкурс плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне, и витебские студенты приглашены к участию в нём. Также будут продолжаться совместные официальные встречи. 2 апреля состоится совместная конференция, посвященная Дню единения народов Беларуси и России. А в октябре сего года новая выставка и Круглый стол пройдут уже в Смоленске. Как резюмировала по поводу всего вышесказанного Юлия Беженарь: «Смоляне – очень интересные, открытые люди. С ними вместе можно многое сделать. У нас есть одни возможности, у них – другие».

Мы уже говорили, что в рамках работы Международного круглого стола в выставочном зале художественно-графического факультета состоялось открытие выставки преподавателей двух дружественных «худграфов». Она называется «Параллели». Доцент кафедры изобразительного искусства Олег Костогрыз рассказывал нам, что идея названия принадлежит витебскому искусствоведу и художнику Михаилу Цыбульскому, ведь «параллели» в переводе с греческого означает «идущие рядом». Данная экспозиция уже побывала в Смоленске, а теперь она в Витебске.

Олег Костогрыз высказал свою позицию как относительно актуальности сотрудничества двух вузов в частности, так и углубления взаимосвязей обоих народов в целом: «В наше непростое время, когда соседи начинают что-то делить, нужно смотреть не на то, что нас разъединяет, а на то, что нас объединяет: это общая культура, историческая память, единые трагедии народных судеб. Иногда границы могут разделять один народ, а тем более уж близкие народы. Потому мы и выступаем под знаком дружбы, которая так актуальна сейчас. Ни они, ни мы не стоим на месте, и так уж судьба распорядилась, что до Смоленска ближе, чем до Минска, несмотря на то, что это уже совсем другое государство. Но наше поколение преподавателей ведь все выросли в одной стране. И как бы мы не относились к Советскому Союзу и его наследию, данный факт никто не отменит. Нужно понимать те проблемы, которые были, чтобы их не повторять. Но чернить всё без разбора тоже неправильно. Это нормально, когда во время нашей молодости вскрылся практически весь негатив. Но глупо сейчас, кроме негатива, вообще ничего не видеть. А то получается подгонка истории под сиюминутные интересы. История много раз показывала, что нельзя к ней так относиться».

Известный витебский художник также рассказал о пользе межвузовского сотрудничества для студентов витебского «худграфа», ибо для них открывается возможность выходить со своими лучшими произведениями за пределы города и страны. Преподаватели ХГФ рекомендуют и посылают студенческие работы, которые экспонируются на официальных международных выставках в Смоленске. При этом ряд студентов привозили дипломы лауреатов международных выставок.

Олег Костогрыз отметил, что дружба со смоленскими коллегами у представителей Витебской художественной школы давняя и хорошо сложившаяся: «Несмотря на свою реалистическую традиционную направленность, в Смоленске интересуются тем, что делаем мы как художники. У нас очень многолетняя и плодотворная дружба и замечательные соседские отношения». Так что остаётся сделать очень важный и позитивный для нас вывод: не только «русский мир» влияет на белорусскую культуру, но и «белорусский мир» оказывает влияние на соседей.