Народные новости Витебска

Облик неизведанного европейского Витебска в графике Андрея Духовникова

В Витебском центре современного искусства 27 февраля состоялось открытие выставки Андрея Духовникова «Хроники отсутствия».

Нельзя сразу не отметить один примечательный факт. Несмотря на то, что сам художник является директором ВЦСИ, его персональная выставка в этом культурном учреждении первая за годы его директорства. То есть здесь мы видим положительный пример того, как не свойственно приличным людям пользоваться своим служебным положением… Более того, данные работы уже выставлялись в Германии: в музеях Берлина и Франкфурта. А это значит, что они прошли апробацию временем и взыскательным зарубежным зрителем. И вот графика Андрея Духовникова, представляющая собой поэтическое свидетельство о Витебске, «возвращается» в родной город и предстаёт перед отечественным зрителем.

На открытии выставки художник Владимир Вольнов говорил о городской тематике в её неожиданном преломлении: «Выставка, конечно, посвящена нашему городу Витебску, но представлен он не так, как обычно представляется. Ведь художник показывает не то, что видит, а то, что чувствует. В этой выставке очень много романтизма, и когда ты смотришь на эти работы, ты просто отрекаешься от того, что видел раньше. Ищешь какие-то начала, исходя из которых ты мог бы взлететь над нынешней реальностью. И это очень хорошо, ибо художник не должен изображать, то, что видят все. Я вижу здесь полёт мыслей, полёт чувств. То, что данная выставка была представлена в Берлине важно, ибо там не нужно демонстрировать натуральный наш Витебск, им нужно показывать тот романтический Витебск, который они знают по работам Марка Шагала. Здесь есть очень интересная параллель с работами Марка Шагала, потому что Шагал воспевал Витебск, и в данных произведениях я вижу также духовные грани Витебска, пропущенные через призму собственных чувств художника».

Исходя из вышесказанного, мы, во-первых, опять же отметим тонкую поэтичность графики Андрея Духовникова. О том же впоследствии говорил Александр Малей, когда подчеркнул «деликатность» экспонированных работ. И во-вторых, прозвучала тема «романтического Витебска», который очень дорог Западу и вызывает известные культурные ассоциации, пусть даже настоящее города далеко не всегда и не во всём соответствует идеальному образу. Действительно, графика Андрея Духовникова не является реалистически или натуралистически описательной, когда речь заходит о передаче городского облика. Описательность в изобразительном искусстве является куда более идейно востребованной для «восточного соседа». Что же касается «Хроник отсутствия», она говорит нам о Витебске идеальном, об идее города, образ которого в творчестве художника становится исключительно европейским. Он приобретает возвышенное культурное наполнение, обогащаясь характерной гаммой чувств, присущей представителям элитарной среды. Это невидимое для духовно мёртвой постсоветской обыденности, отсутствующее в совково-обывательском представлении, является своего рода эзотерическим и экзистенциальным в произведениях художника.

Можно задаться вопросом: что послужило основой для столь удачного отражения этой духовной городской невероятности? Разумеется, характер самого графического искусства неизменно предполагает некоторую особую «приподнятость» над действительностью. Однако это замечание вкупе со всем арсеналом технических приёмов всё же не исчерпывает объяснения первопричины столь пронзительного выражения неизведанного облика городской среды. Приближением к ответу будут слова Александра Малея, который отметил блюзовость графики Андрея Духовникова. Настроение работ пропитано, согласно Александру Малею, блюзовыми ритмами: «Здесь блюзовые размышления человека, который сидит у окна, идёт дождь, во дворе гуляет собака, а он о чём-то думает, размышляет и приглашает к себе. Созданная художником атмосфера – это большое дело. Художники создают мир. И здесь мы видим художника, которому удалось создать свою среду».

«Blue Devils» – фраза, которая легла в основание характеристики и происхождения понятия блюза, указывающая как на состояние особой трансцендентальной тоски, так и на самого властителя атмосферного подлунного мира, до краёв наполненного чувствами и эмоциями. Музыка скитальцев, обладавших личной независимостью и долго не задерживавшихся на фиксированном месте, явилась свидетельством существования особого духовного пространства, не имеющего границ. Это пространство выражает вселенскую бесконечность, и о нём не раз говорилось на открытии выставки. Так, по словам старшего научного сотрудника ВЦСИ Марины Карман, «основным персонажем в графике Андрея Духовникова является само пространство». Александр Малей также заметил: «В белое пространство встроено какое-то своё пространство». Вообще, говоря о соотношении графики с понятиями пространства и атмосферы, можно вспомнить выражение Владимира Фаворского «воздух белого листа», когда он отмечал значимость роли фона бумаги в этом виде изобразительного искусства.

Здесь мы подошли к решающему тезису, объясняющему неповторимость и успех графических работ Андрея Духовникова. Если подавляющее большинство произведений искусства, равно как и господствующий способ познания, присущий человечеству, основан на преобладании элемента Земли, то абсолютно господствующей стихией у Андрея Духовникова является Воздух. Эта атмосферность, в отличие от статичного земного принципа, предполагает стихийную комбинаторику различных элементов, свободно переходящих из картины в картину в состоянии изменчивой креативности, не подверженном рассудочной обусловленности. Таким образом, перед зрителем возникает с одной стороны знакомое, но с другой стороны совершенно «иное» и свободное от всей совокупности обыденных описаний пространство неизведанного Витебска, находящегося в состоянии непрерывной динамики манифестаций.

Марина Карман, говоря о самом названии выставки «Хроники отсутствия», отметила, по всей очевидности, самую глубокую деталь: «Кто-то даже может проследить здесь восточные мотивы, потому что «отсутствие», «пустота», в принципе, возможно и является самим Абсолютом». Интересно, что дзенский метод, ставший ныне совершенно «своим» на почве западной магической традиции, предполагает характер изображений, в которых предметы как бы возникают из Вселенской Пустоты, готовые в любой момент вновь в неё возвратиться. Таково состояние элементов и в графических произведениях Андрея Духовникова, выражающее атмосферную стихийность, неподвластную «земной» доминации. Выставка Андрея Духовникова продлится до 10 марта, и мы приглашаем зрителей открыть для себя неизведанный Витебск.