Топ-10 женских образов в картинах витебских художников
«Народные новости Витебска» поздравляют очаровательных представительниц прекрасной половины человечества с Международным женским днём и предлагают вниманию читателей рейтинг женских образов, созданных нашими современниками и земляками.
Поистине, неисчерпаемо многообразие женских ипостасей в их выражении средствами изобразительного искусства. Представителям Витебской художественной школы свойственно очень тонкое восприятие красоты и глубокое чувствование основ космической жизни. Отсюда и изысканные образы прекрасных дам, причём многие из данных образов имеют фантастический характер. Это неудивительно, ибо душа женщины единосущна природе и космосу, она содержит в себе тайны вселенских мистерий. Обзор изображений, который мы предлагаем, составлен на этот раз исключительно из произведений мужчин, что является показательным для сегодняшнего дня. Художники таким образом также поздравляют всех представительниц прекрасного пола. В обзор входят как портреты, так и композиции, разумеется, разных жанров и направлений.
10. А начнём мы с «Портрета художницы» Василия Васильева. Данный портрет сконцентрирован на тонкой передаче нюансов настроения, и в то же время показывает нам творчески целеустремлённую женщину, с очень сильной волей. Отметим при этом, что обилие жёлтого цвета символизирует в данном случае благородство, большую жизненную силу, обладание внутренней истиной и духовной красотой. Такая вот творческая Жанна д’Арк…
9. Тема женщины как сокровища, объединённая при этом с разветвлённым геополитическим символизмом, привлекала поколения мастеров изобразительного искусства на протяжении столетий. Картина недавно ушедшего от нас художника Анатолия Изоитко «Похищение Европы» раскрывает неизбежность предначертанного и благородное принятие судьбы персонажами. Они как бы отстранённо созерцают собственную историю, проявляя присутствие духа перед неизбежным Роком.
8. Картина Дмитрия Сухинина «Вселенная» возводит нас к смыслу соответствующего XXI аркана Таро, и указывает на женскую природу космического начала. Между прочим, Дмитрий Сухинин является художником космической реальности во всём многообразии её образно-символических аспектов. Женская Вселенная художника является хранительницей существования, а её лик отмечен мудростью и красотой.
7. В «Рождественском утре» Сергея Сотникова явлен, казалось бы, совершенно реальный персонаж, однако не может не создаваться впечатление о его запредельности. На примере данной работы мы в очередной раз убеждаемся в склонности к глубочайшей образности, присущей представителям Витебской художественной школы, даже когда метод реалистического письма сохраняется. Рождество как надежда, Рождество как начало новых космических мистерий, как утверждение ценности и бессмертия человеческой души открывается перед нами в прекрасном женском облике.
6. Эпизод вождения «Русалки-коня», известный народный обряд, восходящий к дохристианским традициям, предстаёт в картине Вячеслава Шайнурова «Русалочья неделя». Если в дошедший до нас народной традиции данный праздник является очень даже развесёлым, здесь показан глубокий, сливающийся с природным миром, погружённый в созерцание собственных жизненных путей, внутренне просветлённый лик язычества. Женский аспект сакральной реальности не может не быть иным, нежели несущим гармонию и внутреннюю умиротворённость. Напомним, кстати, что конь в языческих и шаманских традициях является символом человеческой души.
5. Тема просветлённости, которое несёт в себе женское начало, продолжается в картине Владимира Вольнова «Несущая свет» уже в христианской проекции. Владимиру Вольнову присуще подчёркнутое восприятие женской природы в её материнской ипостаси и духовно охранительном аспекте. Картина говорит нам о том, что в каждой женщине явлен высокий архетип святости. И если мужчине свойственно уподобление Христу через героическое преодоление собственных дурных наклонностей, то женщина органически содержит в себе возвышенную и углублённую святость, будучи изначально подобной Богородице. Нужно лишь соответствовать своему естественному и духовному пути, не сворачивать с него и нести свет миру.
4. Картина Николая Дундина «Роза» раскрывает нам иное измерение женской природы – стихиальное. Данный цветок символизирует любовь и красоту в их сверхличностных и непреходящих аспектах. Мы видим, что изображение молодой женщины у основателя Художественного салона-галереи «Стена» не поддаётся какой-либо определённой национальной или даже расовой идентификации. Цветок обращён вниз, что указывает на аспект нисхождения архетипа и готовность реализовать свою страстность на нашем плане бытия. Но та осторожность, с которой женщина удерживает стебель, указывает на необходимость сохранения меры и благоразумия при всей оправданности стихиального начала.
3. «Приглашение» Олега Захаревича демонстрирует нам женскую природу в её вдохновляющей ипостаси. Данный образ явно выходит за пределы человеческого начала и восходит к древнегреческим даймонам, вдохновителям поэтов и философов, который также ёмко описан в «Розе Мира» Даниила Андреева. Женский персонаж картины приглашает взлететь над обыденной действительностью. Жёлтый цвет фона указывает на пронизанность божественными энергиями, а синий головной убор даймона – на духовное осознание.
2. Эта уникальная картина соединяет образ совершенно реальной женщины в полноте соответствия с её архетипом. В «Актрисе» Олега Крошкина перед нами действительно предстаёт известная артистка Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. И здесь ярко выражен тип «роковой женщины», имеющий своё основание в архетипе Лилит, который, кстати, согласно воззрениям ряда мистиков, стоит у истоков театрального искусства. Как всегда, Олег Крошкин не морализирует, а восхищается внутренней глубиной женской природы в её неисследимой тайне.
1. Совершенство реалистического и символического выражения женского образа в картине Олега Костогрыза «Купальщица в красном» побудило нас поставить её на первую строчку в рейтинге. Общеизвестный стихиальный, а иногда даже инфернальный символизм «женщины в красном» дополняется здесь темой воды – также подчёркнуто женской стихии. Но данный образ в картине не содержит в себе и намёка на наличие какого бы то ни было онтологического зла. Страстность предстаёт как совершенно естественное качество женщины, составляющее тайну для рационального интеллекта, которая никогда не будет разгадана. В этой своей таинственности женское начало всегда будет вдохновляющим и притягательным для мужчин.