Народные новости Витебска

Выставка Алексея Леонова в Витебске: Небесная Россия или «русский мир»?

Представленные в Витебском художественном музее произведения молодого скульптора являются выражением несомненной духовной миссии, возложенной на него, о контроверзах восприятия которой мы и поговорим в нашей статье.

Ещё известный русский философ Владимир Соловьёв говорил о том, что следует различать «воинство Христа» и «христолюбивое воинство». Если первое обладает духовной санкцией и является универсальным для человечества и не только для него, то второе есть выражение ползучей агрессивно-инертной великодержавной среды. Большим пространствам свойственна тенденция расширения, как утверждали классики геополитики. Однако мы, в свою очередь, добавим, что эта тенденция отражает непросветлённость того, что русский мистик Даниил Андреев назвал «демоном великодержавной государственности».

Мы не зря вспомнили и Владимира Соловьёва, и Даниила Андреева, потому что и философия всеединства первого, и интеррелигиозное учение о Розе Мира второго, отлично сходятся с идейным посылом скульптурных произведений Алексея Леонова. И ещё, конечно же, существует явная параллель с учением Николая Рериха о «мире через культуру». Следует отметить, что большое количество скульптур Алексея Леонова украшают Музей имени Н.К. Рериха в Москве, находящийся на Малом Знаменском переулке. А если процитировать главный труд Даниила Андреева «Роза Мира», то, несомненно, становится очевидной эта реализация великих духовных проектов в искусстве скульптора.

Так, описывая Триумфальные Сады или храмы России будущего в «Розе Мира», Даниил Андреев говорит о характере изображений ровно в том же смысле, как это воплощает в своём творчестве Алексей Леонов. Приведём пример из книги русского мистика и поэта, где он, рассказывая о зале «россианского» храма, даёт описание портретов и скульптур:

«Не стены – только колоннады отделяют этот зал от кольцеобразного вокруг него придела: там, в полусумраке высоких ниш, приподнятых рядом ступеней над полом, затуманенно сияют узкие, высокие метапортреты родомыслов, гениев, вестников и праведников нашей страны. Перед каждым из них в урочный день зажигаются огни, совершаются служения, и, быть может, у этих служб будут некоторые черты сходства с акафистами православия. По наружной же стене храма, в соответствующих нишах, белеют скульптурные портреты – портреты в общепринятом смысле этого слова, – такие образы этих людей, какими обладали они при жизни». Действительно, полное совпадение по мысли и духу, на наш взгляд…

Даниил Андреев полагал, что всечеловеческое учение Розы Мира будет распространено из России, и в этом он видел её всемирную миссию. Не стоит, наверное, и говорить, что исполнение миссии всечеловеческого духовного объединения со стороны России мистик видел как исключительно духовное и пацифистское. Что, несомненно, расходится с внешнеполитической практикой современного Российского государства в его взаимоотношениях с Украиной. На открытии выставки, которое проходило 18 марта, неоднократно подчёркивалось, что Алексей Леонов является украинским скульптором, работы которого в зале белорусского музея представляет ныне Россия. Действительно, много говорилось об «объединении славянских народов», однако подлинная сущность противоречий, выраженных в современных реалиях, подавалась зачастую односторонне.

Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич, упомянув о подготовки к празднованию «юбилея Великой Победы», затронула и злободневную современную тематику: «В этом тревожном мире сегодня понятие «мир» как никогда важно для нас. Дружба между народами имеет такое огромное значение, а дружба между нашими, славянскими народами, между русским, белорусским, украинским народом сегодня имеет особое значение».

Российский общественный деятель Николай Макаренко, доверенное лицо скульптора, открывавшего свои выставки несколько дней назад в Калькутте и Йошкар-Оле, сказал, что «только через утверждение приоритетов культуры в жизни общества, через утверждение прекрасного в мыслях и настроениях, только это может нас сблизить, устранить все эти недоразумения, которые приводят к печальным последствиям». На «недоразумениях» он остановился особо: «Я могу сказать, что на Украине, в ходе тех событий, которые начались с февраля прошлого года, уничтожено 1054 памятника. Вот сейчас… Помимо того, что там уничтожаются памятники Ленину, там уничтожают всё, что связано с деятелями русской культуры, истории, всё уничтожают. И Петру Первому, и Суворову, и Кутузову, и Ушакову, всё…»

Между прочим, Николай Макаренко рассказал ещё и об этнографическом парке-музее «Этномир», который находится в Калужской области, и где создаётся культурно-образовательный центр: «Пока сделано только 15 процентов от задуманного, но уже сейчас всё поражает масштабами и грандиозностью. Там практически каждой стране мира выделен определённый участок в виде пчелиных сот. И уже Индия, Непал, Белоруссия, Украина много сделали для того, чтобы свой участок наполнить образцами культуры».

Известный витебский художник Юрий Зуев, который в числе своих званий является ещё и Почётным членом Российской академии художеств, выразил в своём выступлении благодарность устроителям выставки: «Спасибо этим людям, организаторам и кураторам, которые продолжают наше объединение и нашу жизнь».

И уже после окончания официальной части открытия выставки некоторые из участников мероприятия обсуждали в приватных беседах темы «бандеровцев», которые «трусливы», и говорили о том, что Запад хочет отнять «у нас» Великую Победу. Вот тут-то и происходит идейный диссонанс с духовным содержанием экспозиции. Ибо если бы Россия «завоёвывала» культурой, духовностью и высоким искусством, она, возможно, и приблизилась бы к реализации проекта, о котором говорил Даниил Андреев. А ведь Алексей Леонов является несомненным духовным последователем этого русского мистика.

Потому, конечно же, имперские поползновения в данном случае представляются совершенно неуместными. И скульптурные произведения Алексея Леонова, на наш взгляд, всё-таки следует воспринимать как выражение идеи Небесной России или всечеловеческой метакультуры вообще, а не политически навязчивого «русского мира». Между прочим, как отмечалось на открытии выставки, скульптор обязательно приедет в Витебск на её закрытие. И потому все желающие могут встретиться с ним 19 апреля в 12 часов дня в Витебском художественном музее, и задать интересующие вопросы.