Белорусский театр “Лялька” отметил своё 29-летие
На протяжении трёх дней, с 17 по 19 апреля, в кукольном театре “Лялька” в Витебске продолжался праздник.
Посетителей ожидало богатство и разнообразие мероприятий для маленьких зрителей. Взрослые также не остались без внимания, и могли получить удовольствие не только от походов в театр с детьми, но и от просмотра таких спектаклей, как “Загубленая душа, або пакаранне грэшніка” и “Дэкамерон”. Однако и детские постановки могли заинтересовать взрослого зрителя, ибо и в них очевидны глубокие, вечные темы. Такие спектакли, как “Папялушка, або Крышталёвыя чаравічкі” и “Брэменскія музыкі” являются насколько яркими внешне, настолько содержательными внутренне.
Маленьких посетителей ожидали самые разнообразные игры и конкурсы. Так, перед спектаклем “Папялушка, або Крышталёвыя чаравічкі” им было предложено показать свою расторопность в перебирании фасоли. А это одна из тех задач, которые поставила перед главной героиней Мачеха, прежде чем она могла бы позволить ей пойти на королевский бал. Так что ребята могли соревноваться в быстроте освоения домашних обязанностей. Конечно же, конкурсы и развлечения не ограничились лишь бытовой тематикой. Можно было, например, принять участие в рисовании вслепую на мольберте. Или познакомиться и сфотографироваться с жителями Африки… Или разглядывать незабываемые “живые скульптуры” и также сфотографироваться с ними…
Вслед за играми перед началом спектаклей посетителей ожидали музыкальные и танцевальные мероприятия. Так, в первый день празднования выступала группа “СныОпоСсума”, участниками которой являются актёры Белорусского театра “Лялька”. Перед детскими спектаклями маленькие зрители могли освоить движения вальса, польки, полонеза, или же без всякого обучения включиться в весёлую дискотеку Принцессы и Трубадура. Танцевальные успехи детей были очевидны, а Принцесса (Ольга Маханькова) и Трубадур (Олег Рихтер) по-настоящему “зажигали”.
В наше непростое время затянувшегося экономического кризиса актёры Белорусского театра “Лялька” не пренебрегали и коммерческими задачами, например, пополнением казны театра. И это вполне объяснимо и совершенно оправдано… На второй день праздничных мероприятий была организована продажа маскарадных элементов. А тем взрослым людям, которые могли прийти в театр не в совсем приподнятом настроении, была открыта возможность это настроение улучшить и приподнять, испробовав “фирменные” спиртные напитки. Даже поход в туалет оказался в тот день платным, что не было воспринято как излишнее сребролюбие, но как возможность поучаствовать в импровизированном финансировании театра.
Однако актёры не забывали о вечном и мистическом. Само фотографирование с такими персонажами в качестве “живых скульптур”, как Ангел или Смерть, не могло не наводить на мысли о вечном и неизменном. Мистический аспект был также представлен в образе восхитительной цыганки (Мария Ковалёва), предлагавшей за свободно конвертируемую валюту предсказать будущее посетителям. Цыганка оказалась настолько яркой и убедительной, что некоторые, находясь под влиянием силы мистики и магического обаяния, просто не могли от неё оторваться.
Помимо спектаклей Белорусского театра “Лялька” посетители могли увидеть постановку Белгородского театра кукол “Аистёнок и пугало”. Театр из России приехал специально на юбилей, и внёс свой значимый вклад в разнообразие творческих мероприятий. Интересно отметить, что отличие постановки белгородского коллектива от спектаклей “Ляльки” было стилистически совершенно очевидным. Оно практически совпадает, например, с различиями между представителями современной Витебской художественной школы и традициями изобразительного искусства, господствующими в Смоленске или Пскове. Если “Ляльке” присущ яркий образный и символический язык, то художественные приёмы белгородцев являются в большей степени описательными.
Также если спектакль театра из Белгорода предстаёт традиционно кукольным, то “Лялька” активно использует артистические возможности представителей творческого коллектива, ибо актёры не только движут куклами, но и сами превращаются в своего рода кукол. Особенно это было очевидно по спектаклю “Дэкамерон”, в котором эксцентричность и гротеск являлись результатом предельно заострённого выражения жизненных коллизий и глубокого типологического их осмысления.
По окончанию спектакля “Аистёнок и пугало” художественный руководитель Белгородского театра кукол Наталья Репина поздравила коллектив белорусской “Ляльки” с очередным юбилеем: “Я хочу сказать, что вам повезло. Не каждый театр в России может похвалиться такой стабильностью, таким великолепным коллективом, который есть у вас благодаря вашему неизменному режиссёру-постановщику и художественному руководителю Виктору Климчуку. Он известен не только в Республике Беларусь, не только в России, но и за их пределами. Такими мастерами живо наше искусство. Мы в восторге от спектаклей, поставленных Виктором Климчуком… Мы желаем вашему коллективу дальнейшего процветания, исполнения самых невероятных замыслов и проектов”.
Театральные коллективы обменялись памятными подарками. Празднование 29-летия Белорусского театра “Лялька” утвердило взаимодействие творческих людей, и послужило ещё большему сближению театрального коллектива со зрителями. Пожелаем нашей белорусской “Ляльке” дальнейших успешных творческих поисков, а также вдохновения и оптимизма всем её творческим, административным и техническим работникам.