Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа представил новую постановку режиссёра Михаила Краснобаева «Шукаем тэнара!» по пьесе американского драматурга Кена Людвига «Звёздный час» («Одолжите тенора»).
Премьерные показы состоялись 24 и 25 апреля. В этом году витебский зритель мог увидеть три новых спектакля: «Дзікае паляванне караля Стаха» режиссёра Юрия Лизенгевича, «Афінскія вечары», которые поставил художественный руководитель театра Валерий Анисенко, и вот «Шукаем тэнара!» Михаила Краснобаева. Все три постановки стали несомненной творческой удачей, и заслуживают того, чтобы прочно войти в репертуар театра. Таким образом, обновление репертуара в новом году следует признать качественным.
«Шукаем тэнара!» является спектаклем из разряда «буржуазных». Сам автор ранее был преуспевающим адвокатом, однако нашёл себя в драматургии, а также в качестве продюсера и режиссёра. В пьесах, которые он пишет, нет оригинальной концепции человека, как это было, к примеру, у американцев Артура Миллера и Теннесси Уильямса. Его произведения ориентированы на коммерческий успех. Они ставились на Бродвее и в Лондоне, это всегда очень крепкая и сюжетная драматургия. В соответствии с этим, и постановка коласовского театра будет кассовой и ориентирована на широкого зрителя.
Эта пьеса является образцовой «комедией положений» с переодеваниями. Действие происходит в 30-х годах ХХ века в Кливленде, и сконцентрировано вокруг приезда оперной знаменитости Тито Мерелли. Зрители сразу вводятся в атмосферу спектакля, слушая запись великолепной арии «La donna e mobile» из бессмертной оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Вокруг легендарного тенора концентрируется атмосфера всеобщего обожания и почитания, при этом все персонажи, кроме Сондерса (Генерального менеджера оперной компании) и Макса (помощника Сондерса) готовы вступить с ним в интимные отношения. Этого страстно желает даже Посыльный, так в современной пьесе американского драматурга возникает теперь весьма модная тема нетрадиционной сексуальной ориентации.
Всеобщая восторженность и запутанные отношения Тито Мерелли со своей женой Марией, и создаёт в итоге целый каскад комических ситуаций. Из них персонажи спектакля вынуждены с трудом выходить. В итоге идеи, которые выносят зрители после просмотра комедии, не отличаются своей оригинальностью, однако это не делает их менее подлинными и наполненными понятным жизненным смыслом. Во всех ситуациях нужно оставаться собой, следует хранить верность себе настоящему и ценить те реальные отношения, которые имеются, а не жить искусственными фантазиями – такое понимание жизни и своего места в ней остаётся актуальным во все времена.
Широкому зрителю также будет понятным и реалистический язык спектакля. В настоящее время, отчасти по причине недостатка финансирования, а отчасти из-за моды на режиссёрские творческие поиски, характерной для эпохи постмодерна, многим спектаклям присущи сценические условности. В данной постановке зритель не будет озабочен задачей пробиваться через ряд сценических условностей к смыслу произведения. Реалистические декорации, где кровать – это кровать, стол – это стол, чашка – это действительно чашка и ни что иное, а также костюмы, соответствующие эпохе, будут близки всем, чей театральный опыт не искушён знакомством с элитарными постановками.
Спектакль выделяется целостностью актёрского ансамбля и зрелыми сценическими образами, созданными артистами коласовского театра. Это свидетельствует о серьёзной и доскональной проработке ролей на всех этапах репетиционного процесса. Актёры, что называется, начали сразу и без «раскачки». Хитрец и пройдоха Сондерс (Юрий Цвирко), романтичная и трепетная Мэгги, дочь Сондерса (Тамара Краснобаева-Черняк), рефлексирующий Макс (Роман Соловьёв), внешне самоуверенный, но отзывчивый и внутренне ранимый Тито Мерелли (Тимур Жусупов), блестящая, но находящаяся в раздираемых душевных противоречиях Мария (Виктория Шамардина), оперная дива и светская львица Диана (Елена Шерепченко и Наталья Соломахо-Кононова), пронырливый Посыльный (Дмитрий Коваленко и Владислав Журавлёв), и наконец, «видавшая виды», но сохранившая детскую непосредственность Председатель оперной гильдии Джулия в исполнении народной артистки Беларуси Светланы Окружной – все совершенным образом встроены в единую ткань сценического повествования и работают на единый смысл спектакля.
Таким образом, новая постановка Михаила Краснобаева должна быть обречена на сценический успех. Динамика спектакля, неожиданные сюжетные повороты, демонстрация жизненных коллизий, искрящийся юмор и утверждение жизнелюбия, несомненно, захватят зрителей любых возрастов, профессий, и различного социального статуса.