В Витебске открылась выставка Александра Филиппова «Мелодии Витебска»
Открытие выставки художника Александра Филиппова, являющегося представителем реалистического направления в живописи, состоялось в Витебском художественном музее.
Несмотря на реалистичность и, казалось бы, «объективированность», работы Александра Филиппова являются очень «внутренними». Одна из причин этой реалистической углубленности – в ретроспективности картин. Многие произведения живописца написаны по памяти и изображают Витебск в те времена, в которые он ещё обладал собственным цельным и неповторимым обликом. Советское варварство, выразившееся для города в разрушении культурно-исторических памятников, среди которых, прежде всего – храмы, уничтожили эту цельность и историческую гомогенность внешнего городского жизненного потока. Однако живопись Филиппова воскрешает непреходящий культурный облик, и приобщает зрителей к познанию его.
Такой внутренний характер работ, который даёт возможность заглянуть за пределы повседневной действительности, и выражает духовную ауру города. В известной мере это подчёркивается изобилием сумеречных и ночных пейзажей. Действительно, сумерки, являющиеся «трещиной между мирами», и ночь как «время тысячи тайн», позволяют представить Витебск с его волшебной стороны, и потому, наверное, с самой подлинной.
Автор выставки предстаёт будто бы вышедшим из «городского подполья», из никому не ведомых глубин духовного средоточия городской жизни, так как, несмотря на свой почтенный возраст, он был известен в качестве художника лишь в довольно узких кругах. Долгие годы Александр Филиппов являлся преподавателем витебского худграфа и скорее его знали именно как педагога. Удивительный факт: только в 2014 году Александр Филиппов стал членом Белорусского союза художников, подав соответствующее заявление.
Эта редкостная для современного мира скромность, отсутствие стремления к внешним почестям и регалиям явились причиной того, что имя живописца, который скоро отметит своё 84-летие, не столь известно, как того заслуживает. Куратор выставки Михаил Цыбульский отметил, что для художника данная экспозиция является во многом первой в своём роде: «Ён удзельнічаў у выставах, але ўвесь час імя Аляксандра Філіпава неяк так не раскрывалася ў поўнай ступені. Вось гэта, напэўна, першая спроба паказаць даволі грунтоўна яго творчасць».
Существует ещё одна причина столь глубокого выражения художником духовного облика Витебска. Алесандр Филиппов – коренной витеблянин, который прожил в родном городе всю свою жизнь. В годы войны он, вместе со своей матерью, будучи ещё малолетним, являлся узником теперь уже столь известного концлагеря «5-й полк». Более того, его профессиональное мастерство, несомненно, было обогащено и фактором родственной преемственности — мать художника являлась преподавателем в Витебском художественном училище, и работала в нём как в довоенный, так и в послевоенный период.
Слова директора Витебского художественного музея Ольги Акуневич, сказанные 29 апреля на мероприятии открытия выставки, будем надеяться, ознаменовали начало куда более широкого знакомства городской общественности с произведениями художника: «Этому городу посвящают свои произведения знаменитые композиторы, писатели и особенно художники. На многих полотнах известных художников во всём мире представлены улицы нашего города. И сегодня мелодии нашего Витебска представляет Александр Филиппов».
Неслучайная мелодия
В том, что посетители всё же услышали «Мелодии Витебска», большая заслуга куратора выставки, искусствоведа Михаила Цыбульского. Учитывая огромную требовательность к себе Александра Филиппова, без активного побуждения со стороны известного искусствоведа к тому, чтобы работы всё-таки представить, сроки открытия выставки могли неопределённо долго затягиваться. В своём выступлении Михаил Цыбульский говорил, как о самом живописце, так и о том, почему название экспозиции неслучайно:
«Гэта чалавек з вялікімі ведамі, які шмат гадоў працаваў і на Камбінаце мастацтва, працаваў і выкладчыкам у Віцебскім дзяржаўным універсітэце на кафедры выяўленчага мастацтва. Слова “мелодыі” ў назве гэтай выставы зусім не выпадковае. Бо Аляксандр Філіпаў і цудоўны музыка яшчэ. Музыка ў ім жыве і ў жывапісным строі. Гэта фактура музычная ўвесь час яго спадзвігае на выбар вельмі сваеасаблівых дамінант у пейзажах Віцебска. Калі вы заўважыце, літаральна кожны краявід пабудаваны на такіх дамінантах. Гэта ці то які-небудзь эмацыянальны ўсплеск, ці то каларыстычны ўсход ці заход Сонца, ці то падзея, якая таксама выклікае нейкі сваеасаблівы меладызм, што гучыць з яго твораў».
Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская отметила уникальность выставки как лично для себя, так и для всей художественной жизни города: «Гэта прыемна, калі раскрываюцца імёны, і нават для мяне было дзівам, што ў нас ёсць такі ўжо сталы мастак. І калі мы сустрэліся ў Саюзе мастакоў, для мяне гэта таксама было здзіўленне, і я вельмі рада, што ён стаў сябрам нашага Саюза».
«Красота божьего мира»
Первый проректор Витебской духовной семинарии протоиерей Константин (Изофатов) в своё время учился на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета, а руководителем его курса являлся Александр Филиппов. В своём выступлении православный священник сделал акцент на несомненной духовности творчества юбиляра выставки, при этом поставив его искусство в качестве положительной альтернативы художественным поискам, присущим постмодерну:
«Мне приятно, что человек в таком почтенном и прекрасном возрасте замечательно владеет всеми достоинствами настоящего художника и объектом его творчества является прекрасный Божий мир, который он не искажает. К сожалению, уже не первое десятилетие искусство идёт по пути некоего сверхинформационного изображения действительности, а он творчески её отражает, и таким образом становится летописцем той великой Книги, которую создал Господь. Даже в некоторых местах Священного Писания Бога называют художником. Поэтому художник – это очень высокое слово, и пусть Господь даёт вам силы и дальше творить, отражать красоту Божьего мира. Творчество – это тоже божественное слово, оно невозможно без этой божественной искры».
Дух Витебска
На открытии выставки также выступали и коллеги художника. Они подчёркивали глубокое внутреннее переживание живописцем культурной истории города, его духовного своеобразия. Феликс Гумен говорил об особенностях реалистического метода Александра Филиппова в выражении им городской среды:
«Мы присутствуем на выставке хорошего реалистического художника. Правда, когда многие тут ищут историзма, или документализма, вы здесь его не найдёте. Потому что он немного свободно обращается с храмами, передвигает их в угоду композиции. Но здесь очень хорошо выражен дух Витебска. И что ещё интересно… Зачастую художники просто «красят» свои картины. А вот у Александра Филиппова присутствует ценное, редко встречающееся качество у художников, у него есть колорит. Да и приятно смотреть на реалистическую живопись. Прекрасная выставка, очень нужная и очень кстати».
Владимир Вольнов высказал мнение о редкостном характере творчества своего коллеги, исключительно проникновенном выражении городского исторического облика: «То, что я увидел, меня поразило. Словно какой-то бриллиант подспудно лежал, и его вынесли на свет. Это действительно чисто реалистическое, классическое искусство, которым мы должны гордиться и на основе которого строится любое искусство. Это действительно летопись Витебска, потому что здесь есть его уголки, которыми восхищались и которые описали Иван Бунин и Константин Паустовский».
Творчество Александра Филиппова, постоянно подпитывающееся глубокой личной укоренённостью в городское пространство, даёт посетителям возможность взглянуть на внутреннюю, параллельную реальность духовной среды Витебска. Этой реальности присуще непреходящее ценностное измерение. Художественный мир Александра Филиппова обладает огромной степенью сосредоточенности, и отворяет тем, кто внимателен, возможность проникновения в средоточие духовного облика родного города.