Народные новости Витебска

Молодые дизайнеры худграфа проектируют Витебск будущего

Первая в своём роде экспозиция «Световые и конструктивные формы», включающая баннеры и объёмные работы, проходит в выставочном зале художественно-графического факультета Витебского государственного университета.

Пусть государственная программа развития дизайна в Беларуси отсутствует до сих пор, студенты кафедры дизайна под чутким руководством доцента Владимира Коваленко и старшего преподавателя Ксении Зеньковой попытались восполнить этот пробел своими творческими идеями. Ими были предложены виртуальные и натурные объекты городской среды, световые формы, а также результаты изучения макетного дела. В итоге получилась выставка, в которой со всей очевидностью выражается проекция будущего. По словам Владимира Коваленко, это то, к чему надо стремиться.

Так, можно ознакомиться с дизайн-проектом виртуальной среды культурного комплекса города Витебска. Идея приобщения людей к достижениям в области искусства, явленным культурными деятелями нашего города, руководила авторами проекта.

В отличие от виртуальных, натурные объекты представляют собой существующие здания, в которые студенты вносят свою реконструкцию. Вот пример разработки элементов дизайна, посвящённых знаменитой витебской «школе Уновиса».

Футуристические макеты

Несмотря на то, что студенты получают специальность дизайнеров интерьера, преподаватели не ограничивают их фантазию и творческие устремления, позволяя разрабатывать в том числе и экстерьер. Как отметил Владимир Коваленко, в таких проектах зримо проявляется забота о Витебске, не имеющем единой дизайнерской концепции городской среды. На примере представленной работы мы видим, что предложено основываться на традициях супрематизма и конструктивизма, подчёркивающих устремлённость в будущее.

Макет «Синтез искусств», как мы полагаем, дополняет представление о видении дизайнерами облика города в грядущем.

Представленные выше проекты – это результаты усилий студентов 5-го курса, готовящих дипломные работы. Однако не отстают от них в авангардистских устремлениях и первокурсники, которые представили свои макеты. Например, проект футуристического кафе не оставляет сомнений в характере направленности творческих поисков.

К тому же студенты 1-го и 4-го курсов выставили на обозрение всевозможные проекты светильников. Помимо некоторых традиционных мотивов, футуристические и конструктивистские идеи в них также выделялись.

Владимир Коваленко в беседе с нами отметил, что многообразие и системность творческих задач, которые ставятся перед студентами, обеспечивают прогресс в обучении, новаторство мышления и становление профессиональных качеств: «У нас так построено, что с первого по пятый курс они каждый раз разрабатывают новый проект. Это и детская комната, и школа, и офис, и банк, и клуб, и кафе, и музей, и так далее. То есть мы стараемся каждый раз давать новые задания, с которыми студенты после окончания университета будут сталкиваться в жизни».

Жизненные реалии

О приоритетах подготовки студентов к конкретике овладения профессией нам рассказывал заведующий кафедрой дизайна Валерий Куленёнок. При этом конкретика работы дизайнеров такова, что она касается не только раскрытия творческих способностей, но и овладения хозяйственными навыками, подкреплёнными знанием о материалах:

«Заказчику нужно не просто сделать красивый проект, но и конкретно знать, где нужно купить материалы, и кто это всё сделает. Какая краска, марка краски, и кто её продаёт. Также кто продаёт мебель, где купить плитку, всё это указывается в проекте. Эта документация, которая должна быть выдана прорабу строителей, и этот прораб, по идее, не должен обращаться к дизайнеру, там должно быть всё понятно, всё расписано. Мы готовим специалистов к реальной работе, мы знаем, какие навыки требуются реальному выпускнику, и мы это даём».

Валерий Куленёнок также отметил уникальность системы подготовки дизайнеров именно в Витебском государственном университете: «Если говорить по нашему учебному процессу, это ноу-хау, у нас абсолютно оригинальная методика преподавания дисциплин, которой нигде нет в Беларуси. У нас разработана специальная матрица системного подхода к обучению. Это уникальная методика подготовки учебных занятий, никто этого не делает. Дисциплины стандартные, но подход оригинальный».

Студенты овладевают программами, анимированием, и к окончанию обучения представляют совершенно оригинальный и высокопрофессиональный творческий проект:

«В состав дипломного проекта входит анимационный ролик. Кроме того, что они сам проект делают в виде альбома. Никто не делает такого альбома как мы, и никто не готовит специалистов так, как мы… Мы готовим выпускников к реальному проектированию, к реальной жизни. Это то, что требует заказчик от проектировщика дизайна. В итоге объём работы наших студентов гораздо выше и практичнее. Они выходят и знают требования, документацию, и что в ней надо делать. Так никто не делает, не в Минске в том числе. Студенты ориентированы на жизненные реалии».

Минчане и «минчуки»: издержки централизации

Несмотря на несомненные успехи в учебном процессе отметим, что кафедра дизайна могла бы сделать куда больше, если бы не издержки авторитарного централизованного управления. Они имеют начало в политической сфере и переходят на все другие сферы жизни социума, в том числе и на образование. Так, кафедра издала два учебника с грифом министерства образования для дизайнеров. По этим книгам учатся все дизайнеры в стране, их покупают и для России. Но вот учебник по истории дизайна, который был бы не менее профессиональным, в столице, как говорится, «зарубили».

Всё это указывает на недобросовестное использование определёнными столичными коллегами преимуществ своего положения. Здесь проблема в индивидуальных качествах тех столичных деятелей, которые имеют возможность влиять на принятие решений. Ибо среди них есть минчане, то есть вполне нормальные и вменяемые люди, а есть «минчуки». Вторая категория является ни чем иным, нежели социальным диагнозом.

Кафедра дизайна витебского худграфа подавала также заявление на открытие магистратуры по практическому направлению «Средовой дизайн». Однако «минчуки» опять же не позволили осуществиться этому проекту. Было разрешено открытие магистратуры по технической эстетике и дизайну, однако это всё же чисто теоретическое направление, а средовой дизайн котируется среди специалистов куда больше.

Ещё одна проблема состоит в сокращении бюджетных мест при наборе студентов, и численности приёма вообще. Такие решения принимает министерство образования. Так, в текущем году кафедре дизайна выделили на приём всего лишь 10 бюджетных мест и 5 платных. Если сравнить, к примеру, с 2013 годом, когда кафедра выпустила 63 студента, политика «усечения» образования становится наглядной. В этом году, как мы видим, министерство «отрегулировало» так, что места оказались ещё больше урезаны, и будет только одна подгруппа.

С таким «регулированием» нормальное функционирование любой кафедры оказывается под угрозой. Но несмотря ни на какие препятствия, мешающие естественному развитию, Витебск продолжает успешно развивать обучение дизайнеров.

Помощь городу

Более того, работа кафедры дизайна ВГУ активно ведётся на пользу города. Об этом свидетельствуют не только дипломные проекты выпускников, о которых мы говорили. На протяжении всего обучения студенты участвуют в облагораживании городского пространства. Об этом рассказывал Валерий Куленёнок: «Мы много помогаем городу в виде практик, посылаем студентов 2-го и 3-го курсов по детским учреждениям, это сады и школы, где они выполняют работы оформительского плана, осуществляют эстетизацию среды». Студенты в течение месяца готовят проекты, а потом их осуществляют.

Об объёме проделанной работы Валерий Куленёнок отозвался следующим образом: «Можно пройти по городу через два-три учреждения и сказать, что это сделали мы». В то же время кафедра работает не только над «точечными» проектами, но и занимается созданием глобального облика города: «Есть электронная версия проекта «Витебск. XXI век», где мы создавали стиль города. Важно создать единый образ города, сделать соответствующие акценты. Витебск не имеет стиля, но пока ещё никто не заинтересовался, возможно, по финансовым причинам».

О следующем важном деле хочется сказать особо. Вместе с одним из студентов 4-го курса заведующий кафедрой дизайна Валерий Куленёнок разрабатывает дизайн-концепцию мемориального комплекса концлагеря «5-й полк», посвящённого узникам фашизма. Работа подходит к концу, и осуществляется она по просьбе Витебской областной организации «Белорусская ассоциация несовершеннолетних узников фашизма». Как отметил Валерий Куленёнок, мемориальный комплекс должен получиться очень эмоциональным. Это вклад кафедры дизайна и художественно-графического факультета в увековечение памяти о жертвах, которые были принесены в годы войны.

У истоков…

Как рассказывал Валерий Куленёнок, на кафедре дизайна художественно-графического факультета работают практики, которые знают всё не только по книжкам. Он и сам практик, уже в течении 25 лет занимается практическим дизайном. Валерий Куленёнок стоял у истоков первых дизайнерских разработок в Витебске. Именно он сделал первый в городе проект с евроремонтом. И первые пластиковые окна в банковском учреждении – тоже его заслуга. Тогда он ездил в Польшу и сам выбирал товары.

Но поездки были не только в Польшу. Ездили также в Москву, где в магазине «Детский мир» был известный среди первых дизайнеров отдел «Умелые руки». Военные заводы, находящиеся под Москвой, сдавали туда отходы. Как говорит Владимир Куленёнок, для дизайнеров это было огромное богатство: «Мы там всё покупали и вывозили в Витебск. Так что практическую школу прошли сами».

Ещё один интересный и даже курьёзный эпизод был связан в те времена с оршанским шоссе. Лесхоз заказал сделать по этому шоссе остановки в виде домиков. Заказ был осуществлён, однако вскоре все без исключения домики были разобраны дачниками по причине невиданного качества досок: «Жалко было и обидно. Мы ведь такой дизайн придумали: шалашики, разные скамейки…»

Конечно же, нынешние времена отличаются от тех, в которых Валерий Куленёнок начинал вместе со своими коллегами по дизайнерскому цеху. Теперь Интернет облегчает процесс обучения: «Раньше мы ходили в библиотеки, журналы смотрели, фотографировали, в Москву на выставки ездили, старались каждую выставку не пропустить, а теперь всё перед глазами, открыл Интернет и смотри что угодно».