Народные новости Витебска

«Ночь музеев – 2015» прошла в Витебском центре современного искусства

Празднование Международного дня музеев в Витебске завершилось 18 мая рядом знаменательных творческих акций в Витебском центре современного искусства.

Выставкам, перформансам и арт-акциям, проходившим в «Арт-пространстве “Толстого, 7”» и Большом выставочном зале на улице Белобородова, была прежде всего присуща необычайная метафизическая насыщенность. Творческий субъективизм «представителей нового искусства» резонировал с пульсом современной жизни. А так как этот пульс сегодня имеет вид мерцательной аритмии, то и само искусство, передавало отчасти тревогу, отчасти предупреждение, а также было наполнено неудержимым буйством фантазии и неукротимым полётом воображения.

Ещё одной отличительной особенностью, характерной прежде всего для «Арт-пространства “Толстого, 7”», являлся акцент на творчестве представителей молодёжной среды, через творчество которых бессознательные и стихийные импульсы социального космоса, по всей очевидности, лучше всего проявляются. Будь то художественный образ или беспредметная импрессия, они передавали состояние тонкого балансирования на грани реального и ирреального. И было ясно, что это отнюдь не просто выражение индивидуальных психических проявлений, а передача влияний, происходящих через умножающиеся щели мистической «Великой Стены», разделяющей наш и иные миры.

Социальные катаклизмы с поражающими воображение эксцессами бесчеловечности, являются следствием этих прорех, через которые неупорядоченные влияния передаются на посюстороннюю действительность. Перейдём к описанию творческих проектов, которые передавали бесконечно расширяющиеся горизонты необозримого и беспредельного.

Шаги в иное измерение

После «фотосушки» с развешанными на верёвках авторскими фотографиями, которую неожиданно прервал сильный град, состоялась арт-акция «Переход в другое пространство». Её исполнение принадлежит студентам кафедры дизайна Витебского государственного университета, а куратором проекта является доцент этой кафедры Наталья Тарабуко. Материалом акции послужила обычная женская обувь, окрашенная в белый и зелёный цвета. Участница проекта Екатерина Жукович изложила смысл цветовой символики: «Белый цвет – это другой мир, сон, в котором исполняются желания, а зелёный цвет – это жизнь, настоящее».

Таким образом, жизнь в сновидении, раскрывающая пространство между мирами, является очевидным смыслом арт-акции. Она также передаёт ситуацию, в которой прошлое и будущее могут меняться местами. А это влечёт за собой возрождение архетипов, превышающих границы человеческой формы, в самых неожиданных внечеловеческих проявлениях. Наверное, именно поэтому, во избежание стихийных дестракторов, железная дверь, через которую должен совершиться окончательный переход, была предусмотрительно наглухо закрыта на замок. Однако изваяние белой человеческой фигуры, лишённой рук и головы, явный признак внерациональности и отсутствия последовательности, отчаянно пытается пробиться через этот «железный век» в неизведанное.

Грани ирреального

Посетителям акции «Ночь музеев – 2015» были предоставлены многочисленные возможности войти в различные пространства трансфизики ирреальных феноменов. Действительно, широкие, необозримые пространства… Это и «77 Гудков» Грэгора Гудкова, и «Помни что кругом» Анны Зарако, и перформанс студии художников и дизайнеров «Свежая рыба» с их неукротимым анализом реальности, то есть с её расчленением, разложением, и выставка группы «Octopus» («Спрут»), щупальца которого указывают на множественность состояний бытия, и, наконец, выставка и акция Кирилла Демчева с их выражением магической природы искусства.

Живопись Грэгора Гудкова и Анны Зарако выставлялась в одном зале, и выражала две разные грани изумлённого взгляда на реальность. Первая грань – это расчеловеченный психокосмос и пределы духовного отступничества от человеческого содержания. Вторая грань – возвращение сакрального символизма в реалии дегуманизированной нанотехнологической среды эпохи постмодерна. Художники являются своего рода трансляторами, они фиксируют сущностные изменения, характерные для человеческой вселенной и раскрывают обозримые аспекты футурологии. Во всём этом – предельная психическая насыщенность: «Помни, что кругом пустота самой высокой степени плотности».

В проекте Кирилла Демчева объединились и выставка, и декламация его собственных стихотворений, и создание на глазах у зрителей нового произведения искусства. По словам художника, в настоящее время он всё в большей степени тяготеет к неформальному, беспредметному искусству. В известном смысле оно также порождено ощущением утраты человеческих смыслов существования и неприятием современной «невыносимой лёгкости бытия». Яркое свидетельство этому – одно из прочитанных им стихотворений:

Обидно, до боли обидно.
Двадцать первый век, куда же я попал?..
В эпоху сумбура и тупости,
Здесь катят бесчувствия, глупости,
А мы всё рады.
С работы телек, потом пивасик,
Кем мы стали?
Будь жив сейчас Сталин,
Он бы заплакал.
Кого мы воспитали?
Предки за что жизнь отдали?
За модные сандали?

Как мы уже говорили, художником было продемонстрировано создание произведения искусства в духе абстрактного экспрессионизма. Сам Кирилл Демчев отмечал, что этот метод имеет в том числе и психотерапевтическую ценность, ибо высвобождает накопившуюся энергию. Здесь нет излияния негатива, как это может показаться на случайный и поверхностный взгляд. Подобного рода творчество выражает невыразимое словом, и является проводником потока энергии художника, его спонтанных и экстатических импульсов.

Дом красоты и Книга жизни

Тем не менее, не все проекты концентрировались на экстазе человеческого и космического существования, а также на современных тенденциях разложения и разрушения. В ряде случаев производился акцент на гармонизацию, которую несёт культура, чуткость к голосам прошлого и мудрость веков. Проекты Анастасии Гончаровой и Ольги Шиманко имели именно эти отличительные особенности.

В процесс открытия интерактивной выставки Анастасии Гончаровой внесли свой вклад участники театра-студии современной хореографии Дианы Юрченко. Сама же выставка имела название «Дом, который», и была посвящена привлечению внимания к исторически-эстетической ценности состарившихся, обветшалых зданий. Такие дома, как объясняет сама Анастасия Гончарова, соединяют космос и историю: «Места, накопившие богатую картотеку отпечатков различных временных фрагментов, сочетающие слои эстетического подъёма и варварства, выпадающие из принятой утилитарности в сторону параллельного пространства безвременья».

Танцевальный перформанс был призван продемонстрировать причудливую игру ритмов, концентрирующихся в зданиях, наполненных духом различных времён. Он раскрывал взаимодействие таких зданий с жизненными потоками современного города. А после, каждый из посетителей мог сам внести свою лепту в энергетическую структуру дома, оставив на стене собственный отпечаток, порождённый личными эмоциями и всплесками фантазий. Такое «спонтанное участие» становилось результатом личного внутреннего диалога каждого из присутствующих с прошлым.

Проект Ольги Шиманко «Книгомания», посвящённый «Году литературы – 2015», явился результатом медитации над тем, какое место занимает книга в различных культурах мира. Посетители могли увидеть символические образы культур, соотносящиеся с книжным знанием как с источником универсальной мудрости. Российский образ сочетал книгу с народными музыкальными инструментами, добавляя элементы гармони и аккордеона. Это, по всей очевидности, свидетельствовало об особенностях русского национального духа. В индийской эмблематике книга вписана в образ мудреца, а в китайской – в символизм пагоды как врат, соединяющих наш мир с пространством предвечной мудрости. Франция – это, конечно же, триумфальная арка со светочем духа. В эмблематическом образе Беларуси книга угадывается в виде лиры, что и не удивительно, вспоминая лирическую поэзию Янки Купалы, Максима Богдановича и Владимира Короткевича.

«Революция, ты научила нас…»

Сразу после того, как мероприятия «Ночи музеев – 2015» переместились в Большой выставочный зал на улице Белобородова, посетители опять могли погрузиться в атмосферу революционного радикализма. Сначала они лицезрели «лексикон искусства», когда буквы в слове «искусство» составляются различными художниками, участниками проекта. Получилось своеобразное и вполне радикальное расчленение концепта, его особая препарация посредством художественного языка, что должно было помочь зрителям глубже проникнуть в идею искусства.

А далее радикализм, приобретая возвышенно-сказочное выражение, переместился на открытие графической выставки Антона Ломаева. Зрителям были представлены иллюстрации к произведениям Исаака Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы». Тогда же была открылась выставка-продажа детской литературы с иллюстрациями Антона Ломаева, между прочим, действительно замечательными, говорим это на заметку жителям нашего города. Кстати, сам художник родился в Витебске, но ещё в детском возрасте переехал с родителями в Санкт-Петербург, и теперь является очень успешным книжным графиком.

Что же касается выставки по произведениям известного советского писателя, в них отображён дух революционной романтики, которой сопутствовала иллюзорная вера в возможность позитивного радикального переустройства социальной реальности. В графических работах Антона Ломаева заметна незлобная ирония над мечтами, которые таковыми и остались, а также увлечённость еврейским и советским символизмом вкупе с подробностями местечкового быта. Иллюстрации детальные, яркие и красочные. Примечательно, что в ряде представленных графических произведений художник изображает именно Витебск, что подчёркивает его любовь к родному городу.

За открытием выставки Антона Ломаева последовал перформанс Константина Мужева. Здесь был акцентирован совершенно иной взгляд на радикальные процессы, происходящие уже в современных реалиях, ибо было выявлено их несомненное разрушительное содержание. Породившие толпы мигрантов из мусульманских регионов мира в западные государства, местные революции лишили людей исторического и культурного прошлого, но не открыли положительного будущего. На протяжении перформанса лицо его автора, густо намазанное чёрной краской, что указывало на «чёрного человека», пытался отмыть другой участник, а именно директор ВЦСИ Андрей Духовников. Получилось это, надо сказать, не вполне… Стать «гражданами мира» невозможно, лишь страдая от политических катаклизмов.

На экране, откуда выглядывала голова и руки «чёрного человека», высвечивался в том числе и белорусский паспорт. Здесь читалось явное предупреждение об опасностях политического радикализма применительно к условиям нашей страны, ибо он сам по себе также никого «гражданами мира» не сделает. А на фоне паспорта появлялись образы политиков в виде сперматозоидов, зарождающих деструктивные тенденции. Исходя из того, кого увидели зрители, можно сделать вывод, что автор не приемлет ни имперского радикализма, ни крайностей либерализма. Но чтобы победили эволюционные процессы, они должны иметь действительное место в нашей социальной реальности.

Вся программа «Ночи музеев – 2015» завершилась просмотром фильма с красноречивым названием «Без названия» американского режиссёра Джонатана Паркера. В нём повествовалось о проблемах востребованности и понимания искусства постмодерна в реалиях современных рыночных отношений либерального общества. Возможно ли «создавать, ничего не создавая»? Является ли понимание гармонии «капиталистическим заговором, чтобы лучше продать рояль»? Какова эстетическая и познавательная ценность «интеллектуального маньеризма»? На эти вопросы должен найти ответы каждый зритель самостоятельно, ну а время в любом случае всё расставит по своим местам.