«Витебск-сюита»: от Юзефа Пешки к Василию Васильеву
26 мая в Витебском областном краеведческом музее открылась выставка, посвящённая бескрайнему городскому небу и пограничному состоянию города.
На выставке представлены копии акварелей Юзефа Пешки, на которых изображён Витебск, совместно с картинами Василия Васильева. Польский художник был известен своими путешествиями, во время них он писал городские и природные пейзажи. И вот произведения нашего современника являются сегодняшним откликом на отстранённые благостно-идиллические работы художника конца XVIII – первой половины XIX века. Все картины Василия Васильева написаны в текущем году.
Заведующая научно-просветительским отделом Краеведческого музея Елена Зорина говорила о совпадении аспектов судьбы Юзефа Пешки и Василия Васильева: творчество обоих приходится на слом веков, и оба, между прочим, замечательные педагоги. По её словам, сотрудники музея, увидевшие работы художника в день открытия выставки, были поражены тем, что открыли для себя нового Василия Васильева. Елена Зорина отметила совершенно необычное, космическое и космополитическое мышление, проявившееся в этих картинах.
Барочная неуспокоенность
Открытие выставки сопровождали мелодии Жана-Батиста Люлли, который жил в XVII веке и являлся «композитором камерной музыки» во дворе французского короля Людовика XIV. Елена Зорина рассказала о том, что юбиляр выставки сам выбрал музыку, ибо она «легла на сердце и на чувства художника». Мелодии композитора, сочинявшего тогда балеты Времени, Флоры, Ночи, Времён года, Невозможностей, соответствовали общему приподнятому восприятию мира и утончённости чувств, выражавшихся в картинах Василия Васильева.
Для посетителей мог оказаться интересным тот факт, что Василию Васильеву, по его словам, «музыка XVIII – XIX веков была ранее совершенно враждебна, и всё тогдашнее искусство тоже, за исключением Жана Батиста Шардена и ещё пары художников». Проводя параллели с геометрическими фигурами, живописец сказал, что «если для ХХ века характерен угол, то для барокко – это овал. А ведь Витебск, который изображал Юзеф Пешка – это отголосок барокко, которое тогда уже закончилось в Европе». Художник даже напомнил строки из стихотворения «Гроза» Павла Когана:
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
Конечно, учитывая известность абстрактных работ Василия Васильева, который, кстати, является куратором известного по всей республике проекта «Abstract», может показаться и неудивительной нелюбовь к классическим формам. Но дело в том, что барокко отнюдь не есть «спокойное» и «гармоничное» искусство. Будучи контрреформационным ответом на тенденции протестантского рационализма, барокко как раз и являлось странным, причудливым, неправильным, изломанным, эмоционально насыщенным, склонным к эффекту потрясения сознания созерцателя. Так что «Гроза» Павла Когана вполне сопоставима и с барокко:
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
Небесный перекрёсток
Всех, кто открывает для себя Витебск, поражает, как свидетельствовал Василий Васильев, его «огромное, колоссальное небо». Оно примиряет действительно многие противоречия и раскрывает возможности не подвластного рассудку синтеза, что и случилось, в итоге, с художником: «Впечатление о витебском небе и впечатление о враждебном мне барокко с возрастом всё же пересеклись и каким-то образом совместились». Живописец раскрыл тайну, что когда он увидел изображения Юзефа Пешки, то сразу понял, что ему нужно делать. Проявляя скромность, он думал, что кто-либо его опередит и догадается создать подобного рода проект, однако никто не догадался…
Художники XVIII – XIX веков обладали, по словам Василия Васильева, совсем иным мышлением, они изображали Божий Мир. И вот живописец дал творческий ответ с позиции современного восприятия этого Божьего мира. Его ответ получился не кондовым и обусловленным, как это часто бывает в картинах, где есть подверженность влиянию институциональной религиозности с обязательными акцентами на храмах, куполах, крестах, прочей атрибутике, и непременной «воцерковлённостью». В работах Василия Васильева выражена всеобъемлющая полнота импрессии, и то, что в проекции духовного универсализма называется «глобальной перцепцией», свидетельствующей о непрерывности ткани мироздания. Как говорил сам художник: «Нужно постоянно напоминать о связи между Небом и Землёй».
Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская также высказала мысль об интегративности творчества Василия Васильева. Она говорила о способности его работ быть всеобъемлющими, и, соответственно, проникать в сознание воспринимающего субъекта: «І тое, што ён зараз зрабіў, яшчэ і адчуванне таго, чым ён займаўся ўсё сваё жыццё: гэта вельмі сучаснае праектнае мысленне, калі робіцца не проста карціна, не проста нейкая выява, а цэлы сусвет. І гэты сусвет выкладаецца ў нейкую прастору, у якую уваходзіш, і з захапленнем проста выдыхаеш толькі калі выходзіш з гэтай прасторы. І потым яна прадаўжае жыць знутры цябе».
Говоря о картине Василия Васильева «Вид на Ратушу и Воскресенскую церковь» искусствовед Валентина Кириллова отметила, по всей очевидности, важнейшую особенность витебского пространства: «Вот эта улица, которая разделяет Воскресенскую церковь и Собор святого Антония – это “памежжа”, в котором мы живём. Человек, который родился и живёт в Витебске, где бы он не находился, что бы с ним не происходило, он не может уйти от этого порубежья, “памежжа”».
Магизм витебского «памежжа» родственен священной реальности перекрёстков, в пространстве которых, согласно традиционным воззрениям, пересекаются различные планы бытия. Валентина Кириллова передала содержание одного из разговоров в Варшаве, когда к ней обратились с такими словами: «Вам было Богом предназначено чувствовать и понимать, на какой земле вы все находитесь… Межа, которая лежит в Витебске, она не относится к небу. Витебское небо – другое, оно никогда никому не принадлежало и той линии раздела человека, земли, судьбы и неба не существует».
Таким образом, небесный перекрёсток Витебска, как и всякое пограничье в сакральном измерении, не разделяет, в отличие от профанных границ, а объединяет и интегрирует в пространствах человеческих культур всё, что принадлежит Вечности. Такого рода идея вечного «Неба над Витебском» (здесь есть перекличка с названием и идеей знаменитого фильма Вима Вендерса) и проявлена в картинах Василия Васильева. Духовный универсализм, в них выраженный, соответствует культурно-историческим тенденциям эволюции человеческого осознания.