«Свет. Пространство. Время» художника Алексея Пшёнко
В Витебском художественном музее открылась выставка живописных работ, наполненных мистицизмом и образами сверхъестественного.
Картины Алексея Пшёнко являются совершенно уникальными даже в пространстве Витебской художественной школы, ибо живописец выработал абсолютно неповторимый стиль, что делает его не похожим ни на кого. При этом его работы не являются результатом стремления достичь оригинальности любой ценой, он предстаёт как художник-транслятор, выражающий запредельное, превосходящее возможности обыденного восприятия. Характерное свойство мировидения юбиляра выставки определяется тем, что в его картинах передаётся дух западноевропейского мистицизма, а это роднит данные произведения с масонством, розенкрейцерством, алхимией.
Действительно, образный ряд и авторские аллегории раскрывают соответствия основополагающим символам европейского оккультизма. Символизм строений, башен, архитектурных деталей, широко применим в масонстве и ряде иных эзотерических школ. Строения у Алексея Пшёнко обладают основополагающим значением. Это и «дом предвечной мудрости», и хранилище всей совокупности иллюзий, которыми наполнено человеческое существование, и «очаг», выражение женского аспекта мироздания. Всё в зависимости от контекста самой картины.
Произведения Алексея Пшёнко также полны существ иного порядка, отличного от человеческого. Прежде всего, это ангелы, транслирующие божественные послания или высшие принципы бытия в пределах человеческого измерения. Ангелы у живописца являются и предвестниками грядущих событий, и выражением высшего Я, а также указывают на переход в иное пространство и духовное вознесение. Посетителям, внимательно созерцающим картины художника, раскрываются неизведанные миры и пространства этого умопостигаемого перехода.
Примечательно содержание одной из новых «ангелических» картин Алексея Пшёнко «Пленённый ангел», которую можно трактовать в двояком смысле. Один из этих оккультных смыслов раскрыт в строках известной книги русского мистика Даниила Андреева «Роза Мира», где говорится о непрекращающейся борьбе между провиденциальными и демоническими силами в общепланетарном пространстве. Представители светлых сил, оказавшиеся пленёнными в цитаделях великодержавной государственности, «как бы томятся в бессрочном заключении, ожидая – рано или поздно – гибели этой крепости античеловечества».
Другой же возможный смысл раскрывает идею наличия особого рода небесных существ, о которых с давних времён говорят как о сошедших «сынах Божиих», научивших людей наукам, искусствам и ремёслам. Несомненно, это жертвенное нисхождение в пространство мира, который не является для них «своим» и благоприятным для существования. Как отмечает Сторм Фейривульф, они «преобразовали своё надземное/ангельское присутствие в пределах Среднего мира». На картине Алексея Пшёнко ангел находится в окружении различных диковинных существ низшего порядка, но свет его миссии не угасает.
Творчество Алексея Пшёнко глубоко родственно эпохе модерна. Её проект выражал идею возрождения духовных принципов на новом этапе развития современной цивилизационной среды, уже осуществившей разрыв с Традицией. Этот проект, равно как и проект человека, был окончательно закрыт в эпоху Второй мировой войны, причём в настоящее время он активно отрицается многими представителями постмодерна. В картинах Алексея Пшёнко проводится попытка интуитивным путём указать на ту изначальную Агартху, для нахождения которой не требуются дальние странствия, ибо знание о ней хранится в глубинах человеческой души.
Потому искусство Алексея Пшёнко можно связать с традиционализмом, и оно, безусловно, проникнуто светлыми влияниями. В этой светлой миссии художника нельзя усомниться. Его картины раскрывают воздействие «Эпинойи Света» (световой мысли) на мироздание и указывают её присутствие в человеческом сердце. Она и является потенциальной способностью к развитию, как говорится в одном из современных неоспиритуалистических посланий: «Источник жизни существует в вас, потому что вы есть всё, что есть в вас!».
Картина Алексея Пшёнко «Пространство и время» раскрывает идею этого светового проявления, от Божественного круга, символизирующего вечность, к квадратным и прямоугольным обломкам на периферии проявленного. В данных обломках, являющихся образами инверсивных Клиппот («скорлуп»), божественный свет рассеян, возможности существования ограничены, а пространство и время находятся в предельно сжатом состоянии. Внутри же круга – бесконечное многообразие возможностей, потенциально наличествующих в средоточии человеческого существа, что выражает и послание, о котором мы уже упоминали выше: «Вы едины: с птицами и зверями, с млекопитающими и с пресноводными. Вы едины с царством леса и кристаллов… В вас самих огромное количество населяющих вас живых существ, и если они перестанут получать вашу заботу и вашу любовь – вы погаснете».
Само же мероприятие открытия выставки Алексея Пшёнко, состоявшееся 2 июня, получилось светлым и поэтическим, под стать его работам. Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская обратилась к нему с пожеланиями дальнейшего, ещё более широкого продолжения выставочной деятельности: «Пажадаць я хачу мастаку, каб ён часцей выстаўляўся, каб гледачы маглі часцей бачыць яго свет, каб больш знаёміліся з тым, як ён яго бачыць, і як гэты свет робіць лепей і гледачоў, і мастака, і ўсіх, хто сустракаецца з творцам». Художник Владимир Витко говорил о том, как важно было поддержать Алексея Пшёнко на первых порах, когда он только нашёл свою необычную живописную манеру, вследствие чего ему приходилось претерпевать недоверие и противодействие.
Самой высшей точкой мероприятия в Витебском художественном музее было исполнение классических и национальных вокальных произведений лауреатом международных конкурсов и фестивалей Анной Костенко, которая ныне является главным редактором телеканала «НАШЕ ТВ». Также большой успех среди посетителей вызвало исполнение эстрадных песен Александром Володиным. Конечно, «Ave Maria» Франца Шуберта и Адажио соль-минор Томазо Альбинони абсолютно соответствовали идее выставки.