Спустя год после открытияконного памятника легендарному правителю Великого княжества Литовского и витебскому князю Ольгерду, скульптор Сергей Бондаренко представил экспозицию своих работ в Витебском художественном музее.
На открытии выставки отмечали знаковость события, произошедшего в прошлом году. Помимо очевидного и бесспорного политического смысла, имеет место ещё один смысл, который можно назвать краеведческим. Дело в том, что памятник Ольгерду стал первой конной скульптурой в Витебске, причём это самая крупная конная скульптура во всей Беларуси. А Сергей Бондаренко является известным мастером иппологического жанра. Посетители могли в этом убедиться, так как художественная иппология была представлена во множестве и во всей своей красоте.
Исключение из «конного жанра» составляют две работы скульптора с иной анималистикой. Первая посвящена национальной тематике, она имеет выраженный героико-романтический характер, и называется «Лесная легенда». Второе произведение, «Индийский носорог», предстаёт своего рода квинтэссенцией первобытной мощи животного мира, и восхищение этой первобытностью отчётливо выражено скульптором. Все его работы отмечены бесспорным и великолепным художественным мастерством, о чём не единожды говорилось на выставке.
Искусствовед Михаил Цыбульский подчеркнул значимость классического подхода к искусству, который демонстрирует в своём творчестве Сергей Бондаренко:
«Гэта гарманічны працяг таго, што мы бачым на вуліцы, з чым мы ўжо раней знаёміліся. І канешне, проста вялікая павага да чалавека, які нягледзячы на, здавалася б, абмежаваныя магчымасці жанра, якім у сучасным кантэксце глядзіцца анімалістыка, ён працягвае працу ў гэтым накірунку. Гэта тая вялікая класіка, якую мы не павінны згубіць… Класічная адукацыя і класічнае ўспрыняцце натуры натхняе і дазваляе спадзявацца, што гэта будзе жыць далей, што вось такія рэалістычныя падыходы ў скульптуры будуць працягваць развівацца і трымацца на трывалых кананічных устоях».
О высочайшем уровне профессионализма скульптора говорили также председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская и доцент кафедры изобразительного искуства Витебского государственного университета Олег Костогрыз.
Бесспорно то, что Сергей Бондаренко как творческая личность является скульптором в том числе и политическим, тематика его работ отчётливо указывает на это. Будучи мастером белорусским, он вносит свой вклад в пробуждение национального самосознания, создавая блестящие скульптуры деятелей глубокого исторического прошлого. Посетители могли увидеть эпические образы короля Миндовга и князя Ольгерда. Тематику белорусской традиции затрагивает и «Лесная легенда», о которой мы уже упоминали. Но будучи по происхождению скульптором советским, он не избегает и соответствующих тем, о чём свидетельствует созданный им образ маршала Жукова, представленный на выставке.
Идейно-политическую значимость выставки Сергея Бондаренко подчёркивало присутствие на мероприятии открытия заместителя начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Витебского облисполкома Ларисы Аленской, и заместителя председателя Витебского горисполкома Петра Подгурского. В частности, Лариса Аленская отметила как позитивный факт, что в экспозиции представлены не только исторические образы или скульптурные произведения, запечатлевшие знаменитых лошадей из мира конного спорта. Посетители могли увидеть и скульптурную композицию с тружеником-белорусом «К вечеру».
Сергей Бондаренко в своём выступлении говорил о Витебске как городе его мечты. Он давно мечтал создать конный памятник, и его мечта осуществилась именно здесь. А Михаил Цыбульский сказал, что после открытия памятника Ольгерду Витебск стал в полной мере серьёзным европейским городом подобно городам Центральной Европы, в которых стоят конные памятники, и мы в этом смысле уже находимся в Европе. Аналогичный вариант памятника Ольгерду для выставочных залов, кстати, также экспонирован в Художественном музее и занимает центральное место.
В своей речи Сергей Бондаренко отметил, что в Витебске активно внедряется историческая тематика, упомянув о проекте скульптурной композиции, посвящённой Александру Невскому. Но здесь нельзя не сказать об условности этой «историчности» для города, которая в современной ситуации после возведения памятника Ольгерду выглядит своего рода политкорректной уступкой политизированному православному лобби и «русскому миру». Действительно, образ Ольгерда, разбившего на берегах реки Синие Воды трёх татарских князей, и политическая фигура Александра Невского, заключившего с монголо-татарами выгодный для себя конкордат, явно противоречат друг другу.
Между прочим, по литературному варианту сценария Сергея Эйзенштейна к фильму «Александр Невский», который много сделал для героизации образа новгородского князя в массовом сознании, после победы над рыцарями Ливонского ордена главный герой отправляется в Золотую Орду на поклон к хану. Причём на поклон в самом прямом смысле этого слова, приближаясь к нему на коленях. Разумеется, «лучший друг кинематографистов» Иосиф Сталин данный эпизод не утвердил. Вот об этом стоило бы подумать, принимая во внимание всю сомнительность фигуры русского князя для витебской истории…