Заключительный день выставки Александра Шаппо «Начало» в Витебском художественном музее прошёл в содержательном диалоге с художником о его творчестве, эротизме и состоянии культуры на сегодняшний день.
Выставка Александра Шаппо, творчество которого пропитано магическим содержанием, завершила свою работу в Витебском художественном музее. В нашем городе это первая персональная выставка известного графика и скульптора, работы которого выставлялись в Москве, Нью-Йорке, Амстердаме, Дюссельдорфе, на Кипре, и во многих других местах мира. И вот, наконец, черёд дошёл до Витебска. Александр Шаппо является призёром ряда международных выставок. Например, работа «Ночь нежна», которую он посвятил своей жене, была отмечена призом в Японии, где в конкурсе участвовало более тысячи художников из 37 стран.
Александр Шаппо говорил, что Витебск всегда имел значительное влияние на его самосознание, потому название выставки «Начало» касается, в том числе, и этого города: «Потому как я всегда считал себя витеблянином, я витебскую землю очень люблю, и все мои корни, силы мои из витебской земли. Это начало моей жизни, здесь я родился, это встреча моих родителей, я им эту выставку посвящаю».
О женском Начале
Но прежде всего, разумеется, слово «Начало» имеет отношение к восприятию художником Вечно Женственного. Говоря о содержании своей выставки, Александр Шаппо отметил: «Здесь представлены литографии за 10 лет моего творчества, которые избраны специально для женской темы, это женщина как начало пути, и моего в том числе». Несмотря на определённую гиперболизацию в высказываниях, которая, тем не менее, говорит о значимости женского начала для творчества художника, он так охарактеризовал собственную тематику: «Женщина, которую я люблю, ничего, кроме женщин, я рисовать не умею, потому рисую, как могу».
На выставочном финисаже речь шла и о своеобразной культурной геополитике, когда подчёркивалась роль Западной Двины как фактора, определяющего культурную уникальность. А ведь эта река, как и большинство рек вообще, также выражает женскую природу. О значении Западной Двины для славянской общности говорил Владимир Шаппо, отец художника и сам известный скульптор и график, приехавший на выставку: «Двина – это не только Витебск, Полоцк, не только основа нашей культуры, но и, по сути, основа всей восточнославянской культуры. Путь Двины – это символично, это основа Беларуси. Когда-то хорошо было сказано, что Беларусь – это там, где кончаются бани. Сразу за Минском мылись в тазах или в печках, а до Минска были ещё бани. Вот это и есть, по сути дела, Беларусь».
Приоритет женского начала, для которого характерно культивирование добросердечности и любви, свойственен традициям большой семьи Шаппо. На торжественном закрытии выставки присутствовали практически все главные представители семьи: это и отец, мать, жена, брат, дети художника. Известный витебский живописец Василий Васильев также отметил огромную значимость семейных традиций в творчестве Шаппо. А сам Александр Шаппо сказал, что в их большой семье главенствует демократия и отсутствует нравоучительный тон. Наверное, потому он и признал, что «отец везде присутствует в нашей жизни».
Работы Александра Шаппо, обращённые к легендам, магии и мистике, раскрывают глубокий, дохристианский пласт духовности. Василий Васильев говорил, что творчество художника выражает «фантасмагорические представления, которые имели наши предки об окружающем мире, о самих себе», и в его графике и скульптуре «будто бы поднимается дохристианская культура из белорусских болот».
Отметим при этом, что дохристианская, или «языческая», как её называют ныне, духовность, имела в себе как явные мужские аспекты, так и женские. В настоящее время, когда языческие традиции активно возрождаются, эти аспекты строго разделены: есть неоязыческие культы с подчёркнуто выраженным мужским, воинским, национальным духом, но широко известны также мистические традиции ведовства обычно космополитического характера, где господствует женское содержание. Вот этот, второй аспект и выражен в творчестве Александра Шаппо.
Даже когда шла речь о различных жанрах, в которых работает Александр Шаппо, он подчеркнул ренессансные идеалы собственного творчества, исторически противостоявшие подчёркнуто мужскому и суровому Средневековью: «Я за то, чтобы художник был всесторонним, чтобы шёл к великим примерам Возрождения, в котором существовала всеохватность от поэзии до архитектуры». И ещё один значимый культурный источник своего подхода к искусству он выделил: «Я развиваю ту часть витебской школы, которая близка Серебряному веку».
А Владимир Шаппо отметил, что его сын несёт генные первоосновы мирового искусства и искусства современного, которое пока не умерло. По словам Владимира Шаппо, в его сыне сконцентрировались достижения Витебской художественной школы и Академии искусств. В то же время он сказал, что не может назвать её в строгом смысле слова академией, ибо не должен преподаватель академии получать меньше преподавателя ПТУ.
Витебскому художественному музею юбиляр прошедшей выставки подарил свою работу «Ты можешь позабыть мою любовь», название которой взято из шекспировского сонета. Она раскрывает ситуацию гендерной репрессивности, осуществляемой со стороны мужского начала: «Здесь видна история с поясом верности от начала до конца. Рыцарь прощается, одевает на неё пояс верности. Она целует его в железный каркас. Он дерётся с драконом, возвращается и отрубает ей голову, потому что она ему изменила».
Эротизм против патриархальности
Железный каркас гендерной репрессивности является следствием религиозного фундаментализма. Разумеется, с точки зрения фундаментализма какой угодно религии, идеи художника растворяют мужское начало в женской стихии. Но это был бы совершенно одномерный взгляд, о чём и говорил на финисаже Александр Шаппо: «Я думаю, в выставке присутствует эротизм. А у нас достаточно пуритантское общество, и даже девочки в аптеках краснеют, когда просят противозачаточные средства. Пуритантство надо преодолевать, тем более, когда мы говорим о культуре тела. А эта культура не мной придумана, она идёт от древних греков и Древнего Египта. От этого всё шло».
В творчестве Александра Шаппо концептуальность искусства и эротизм взаимосвязаны. Выставка «Начало» действительно ниспровергала устоявшиеся стереотипы восприятия. На современном этапе мировоззренческий консерватизм перерождается в пошлость и обывательство, на что указывал Владимир Шаппо:
«Современное состояние культуры похоже на то время, в котором жил Геббельс с его известными словами: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Сегодня в большинстве своём, какая культура? Она совершенно прикладная. Сегодня правит победивший озверевший Шариков, обыватель. Наконец, случилось то, о чём мечтал этот обыватель: все, наконец, нажрались, все купили то, что хотели, и от этого стали ещё более озверевшими».
Современное «прикладное» восприятие культуры у нас в стране характеризуется господством описательности или нарочитой идеологизации искусства. И даже мастерство художника не спасёт от пропагандистской пошлости и обывательщины при наличии подобного подхода к культуре. Об издержках идеологических приоритетов говорил в своём выступлении Василий Васильев:
«Что мне ещё в белорусском искусстве противно, особенно в графике… У меня было бы такое пожелание, с первого курса взять, и чтобы они каждый день иллюстрировали «Гаргантюа и Пантагрюэль». Нужно избавиться от этой ужасной пафосности, то мы Миндовга прославляем, то ещё Бог знает кого. У него есть своя слава, а нам надо себя прославлять а не Миндовга. Надо жить своей жизнью, а не кого-то там прославлять. Всем своя слава и звёзды достанутся».
Александр Шаппо рассказал об одном показательном эпизоде. Однажды к нему пришли журналисты от государственной прессы, и спросили о его искренней мечте. Художник ответил, что эта мечта – открыть в столице нашей Родины музей эротического искусства. После чего журналисты быстро ретировались.
Всё же вопрос о том, когда широкое искусство обернётся не только в сторону пейзажей и пропагандистской тематики, остался открытым. Зато все сошлись на том, что представители государственной прессы и художники, очевидно, по-разному представляют себе эротизм... А ведь только искусство, свободное от застарелых идеологических клише, будет транслировать в социум ценности мира и любви.
В заключение Владимир Шаппо привёл пример полинезийцев, у которых 50 названий понятия «заниматься любовью». Он же отметил, что у нас только два основных определения: первое матерщинное, а второе «он с ней спит». И то, и другое ничего не говорит о самом процессе. Так что эротизм, спонтанность и вдохновенность противополагаются у художника однообразию, «тёмному порядку» и обскурантистскому «здравому смыслу».
Кстати, на вопрос о пресловутом «здравом смысле», Александр Шаппо сказал, что у него нет навязанного извне «здравого смысла», но у него есть эмоции, которыми он живёт. Вдохновение приходит самыми неожиданными путями, иногда название поэтическое даёт практический импульс. Магическое искусство Александра Шаппо несёт живые импульсы естественности и красоты существования, преодолевающие окостенение и застой.