24 и 25 июня витебские киноманы могли увидеть лучшие короткометражные фильмы, созданные за последние два года кинематографистами Великобритании, США, Германии, Японии и Беларуси. «Мир короткого метра» —под таким названием организаторы кинопоказа объединили ленты- победители и номинанты самых престижный премий и фестивалей. Посмотреть их можно было в кинотеатре «Мир».
Показ фильмов запланирован во всех областных центрах Беларуси. Его организаторами выступили продюсерский центр "БелФильм Группа" и проект CINEMASCOPE. Генеральный партнер показа – Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm. В день презентации короткого кино в Витебск приехал генеральный продюсер продюсерского центра «БелФильм Групп» Юрий Игруша. До начала сеанса нам удалось побеседовать с ним о развитии белорусского кинематографа, популярности короткометражек и о том, что нужно молодому режиссёру для того, чтобы им заинтересовались продюсеры.
«Мир короткого метра»
- Расскажите о сегодняшнем показе. Какие фильмы будут представлены витебскому зрителю и по какому принципу они были отобраны.
- Это экспериментальный показ. Нам бы хотелось понять, насколько зрителю интересен такой формат. Мы решили привезти в Беларусь коллекцию самых сильных короткометражных картин мира за последние два года, все ленты - призёры крупных мировых фестивалей. За 2 часа зритель может увидеть целый ряд короткометражных фильмов, это отличается от того, когда люди ходят в кино на какие-то форматные фильмы. И первые прокаты в Минске показали: такая форма очень интересна зрителю.
- В коллекции именитых фильмов нашлось место и для белорусской ленты?
- Демонстрация белорусского фильма «Пугач» - премьерная. Лента не была ни на каких фестивалях. Хотя снята уже сложившимся автором, который заканчивает киноакадемию в Варшаве, - Сергеем Колосовским. Фильм полностью снимался в Беларуси, на родине автор собирается и продолжать свою работу. Но мой взгляд, эта работа достаточно крепкая и она отражает белорусский менталитет. При формировании коллекции нам было важно показать киношколы мира. Американскую, немецкую, английскую. И с этой точки зрения мы рассматривали и белорусскую работу, чтобы она отражала ментальность белорусов в первую очередь.
Я надеюсь, что такие показы станут регулярными. Ежегодно мы будем выбирать лучший белорусский фильм, и провозить его вместе с лучшим мировым кино.
- Какие фильмы программы интересны лично вам?
- Из порядка 10 фильмов для показа выбрать надо было 6. Задача оказалась очень непростой. Фильмы сложно сравнивать, потому что, как я уже сказал, это разные школы, совершенно разных стран. Лично мне нравится фильм, который получил Оскара - «Телефонный звонок». Крепкая работа, где минимальными средствами достигнут колоссальный драматургический эффект.
Белорусский кинематограф
- Как вы оцениваете перспективы развития белорусской кинематографии сегодня?
- На сегодняшний день белорусское кино испытывает ряд проблем и именно поэтому мы активно поддерживаем молодое кино. На мой взгляд продюсера, проблема в том, что потеряна связь поколений. Не передан опыт и прошлые достижения молодым людям. Поддержка старшего поколения молодёжи необходима. Чтобы опыт пришёл и они почувствовали платформу у себя под ногами, какую-то опору. Важно с этим работать, иначе мы многое потеряем и в будущем.
- Расскажите про альманах, который вы планируете составить из короткометражных фильмов белорусского производства.
- По нашим подсчётам сегодня в Беларуси за год снимается порядка 50 короткометражных фильмов. Но молодые авторы имеют определённые трудности, потому что знание продвижения фильмов на сегодня отсутствует. Часто бывает, что люди, снявшие первый фильм и не нашедшие своего зрителя, оставляют работу в кино. Именно потому им нужно помогать в продюсировании. Мы сейчас работаем с белорусским короткометражным кино, поддерживаем его всесторонне. Молодым авторам стараемся помочь на стадии производства, обрабатывания идеи, на стадии съёмок. И следующий шаг – это выпуск киноальманаха, состоящего только из белорусских работ, потому что белорусский зритель не видит этих работ, несмотря на то, что ежегодно их число только увеличивается. К слову, короткометражное кино - это перспективное направление и в мире, сегодня оно переживает определённый бум.
- Что нужно автору, чтобы вы взялись ему помочь?
В первую очередь белорусскому автору надо иметь определённую смелость. Молодые белорусские кинематографисты отличаются замкнутостью. Они надеются только на свои силы. И даже имея какие-то проблемы или вопросы, они не стучатся в двери. Стучите, и вам откроют.
Молодое кино в Беларуси: особенности и продвижение
- И всё-таки, почему именно короткометражное кино?
- На маленьком проекте проще всего увидеть возможности молодого автора. На что он способен, как он распорядится небольшими деньгами. Тогда становится понятно, можно ли ему доверить большой формат.
В Европе, да и во всём мире молодые авторы проходят через питчинги. Это своего рода защита проекта. Их устраиваю фонды, которые выделяют финансирование. Автор выступает, обосновывает и доказывает, что именно ему можно дать деньги, что он доведёт это до конца. Рассказывает, в чём состоит идея, какими способами он собирается её реализовывать, какие снимутся актёры. В Беларусь это только приходит.
Сейчас мы, профессионалы кино, организовали лабораторию «Киноспринт» (26 июня подача заявок на участие в ней окончена). Мы набрали 10 групп молодых авторов, состоящих из режиссёра, оператора, звукооператора, сценариста. И профессионалы кино поведут их от начала, от придумывания идеи до её воплощения. Самое главное – научить молодых авторов работать в команде. Потому что молодые режиссёры – зачастую одиночки. И когда они попадают в коллектив, важно умение донести до своих партнёров свою идею. Важно, чтобы они стали единомышленниками, пока мы будем их учить.
Кстати, 24 июня в Минске впервые прошла киноярмарка. В ней приняли участие ребята, не нашедшие себе команды. На киноярмарке они могли познакомиться и подобрать себе партнёров.
- Студентами лаборатории смогли стать только минчане?
- Мы пытались привлекать людей из регионов. Но обучение будет происходить в сжатые сроки. К концу августа группы должны выйти на съёмочные площадки. Часто ездить из регионов не очень удобно. А учиться дистанционно невозможно.
- Что вас, как продюсера, может привлечь в молодом авторе?
- Если говорить о коротком метре, то нельзя забывать, что это очень сложный формат. В мире конкуренция сейчас сумасшедшая. Благодаря техническому развитию, доступности техники – фотоаппараты, возможность монтажа на ноутбуке – многие бросились в этот формат. И при подаче работ на фестиваль, конкуренция намного выше, чем в полнометражном кино. Например, на Канском фестивале в короткометражную номинацию подаётся порядка 10000 работ. Чтобы стать заметным в таком количестве, нужно выделяться очень чёткими критериями. В первую очередь это идея. За короткое время, за 10-15 минут нужно донести её до зрителя, развернуть через игру актёра, через сценарий. Часто это идеи с неожиданным концом. Такой приём используется часто, он самый рабочий. Жанры могут быть самые разные: и фантастика, и трагедия. Но молодой автор должен ценить каждую секунду. Ничего лишнего не должно быть. Каждый кадр работает на идею. Этому надо учить. Некоторые полфильма льют воду, и в результате теряют свои возможности. И когда смотришь готовое произведение, оно оказывается недостаточно выраженным. Не подобраны краски, не отточены какие-то вещи. А всё начинается со сценария.
- Выходит, короткометражное кино сложнее полнометражного?
- Да. Гениальный короткометражный фильм снять сложнее, чем полнометражный. Мы часто рассказываем такой пример. Представьте, вы едите в лифте со Спилбергом. У вас есть ровно две минуты, чтобы сказать ему о своей работе. Это и есть короткометражное кино. Нужно успеть за короткое время донести то, что тебя переполняет.
- И всё-таки, откуда молодому кинематографисту взять деньги для дебюта?
- Часто то, что кажется дорогостоящей проблемой, на самом деле у молодого человека есть. У него есть друг с фотоаппаратом. А он пишет в смете: аренда техники. Разве друг для хорошей идеи не поможет? Ты пробовал спросить? Нет? Тогда вычёркиваем. И так по многим пунктам. Молодой человек ищет деньги на актёров. Но забывает, что актёра в короткометражное кино за деньги не заманишь. Даже голливудские актёры часто там снимаются и это приносит им не меньшую славу, чем полнометражные фильмы.
Что касается Беларуси, думаю ни один актёр не откажет молодому автору в поддержке. Но попросит почитать сценарий. Если сценарий интересен, а роль покажется необычной, то он всегда даст согласие.
Следующий шаг – создавать киноальманахи, где зритель может увидеть несколько короткометражек. Я тоже иду этим путём. Я являюсь продюсером альманаха «Туфельки». В нём участвовало 5 стран. Беларусь была одним из главных участников. На сегодняшний день бюджет этого киноальманаха уже около 2 миллиона долларов. Сейчас мы снимаем продолжение – вторую новеллу и третью. Эта одна маленькая короткометражка добилась больших успехов: более 30 фестивалей, гран-при в Италии… Сделав один такой фильм намного проще обосновать, зачем нужны деньги на следующий. Потому короткое кино - определённые ворота, двери. А если бы мы ходили с полнометражным кино, со сценарием, мы бы годами искали деньги и вряд ли бы их нашли.
«Мир короткого кино» прошёл в Витебске с аншлагом. Следующий сюрприз, который готовит для киноманов кинотеатр «Мир» - дни словацкого кино в рамках фестиваля «Славянский базар в Витебске». В кинотеатре будут показаны три ленты, вошедшие в золотую коллекцию мирового кино, пройдёт творческая встреча с кинематографистами.