Выставка Татьяны и Юрия Руденко открылась в Витебске
Во время «Славянского базара» Витебский художественный музей представил экспозицию иконописи, ювелирной пластики и новой серии работ Татьяны и Юрия Руденко «Красная книга Республики Беларусь».
Мероприятие открытия выставки, которое проходило 6 июля, было оживлённым и очень даже бурным, под стать личностным качествам самой Татьяны Руденко. Необычайная интенсивность её существования передалась присутствующим, и в тот день было всё: от восхищения её творчеством до нелицеприятной критики. Между прочим, это говорит о неординарности обоих художников: искусство, которое вызывает откровенные споры, уже снискало неподдельный к себе интерес. Упоение жизнью, радость бытия, столь явно выражающиеся в произведениях замечательных мастеров, конечно же, не могут оставить никого равнодушными.
Критика Запада, ГМО и памятника князю Ольгерду
Татьяна Руденко известна в культурных кругах как яркий сторонник евразийства и имперской миссии России. В её выступлении на открытии выставки тема творчества переплеталась с политическими идеями, и, разумеется, экологизмом, за который она ратовала:
«Давайте вспомним, что мы люди, и Бог поставил нас заботиться об этом великолепном, чудесном, удивительном, неповторимом мире. А мы мало заботимся. Потому я хотела бы поработать и показать то, чего уже нет в природе практически. В первую очередь пострадали насекомые. Вы ведь знаете, что пчёл стало мало. А почему стало мало? Потому что не хотят они есть пластмассу и диоксины. Человек может всё съесть, а животное не сможет, и пчёлка не будет пластмассовое растение есть. Потому это всё басни про белых быков, что человечество погибнет, если не будет ГМО. Человечество погибнет, если будет ГМО, и всё такое прочее…»
Разумеется, не обошлось и без исторических параллелей, сопряжённых с днём сегодняшним: «А наш город – это культурный город Витебск. Его основала великолепная русская святая, княгиня Ольга. Почему памятник стоит Ольгерду, я не понимаю… Наш город основала княгиня Ольга, и я надеюсь, что всё-таки увижу её памятник. И основала она его правильно, он стоит на том месте, на котором ему и нужно стоять. Потому что наши предки были мудрыми. Я Петра I, конечно, уважаю, но что он сделал, по большому счёту?.. Он очень любил немцев. Он искоренил все наши знания, которые были до этого, все наши рецепты… и всё ушло, и нашу историю писали немцы. А что хорошего они про нас напишут?»
А Гумен против…
Как мы отмечали, мнения выступавших на открытии выставки не были едиными. Если Юрий Руденко известен прежде всего как бесспорно уникальный ювелир, то вокруг творчества Татьяны Руденко всегда происходили дискуссии, и несомненная яркость и энергетическая сила её работ не вызывают однозначной оценки. Заместитель начальника управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Лариса Аленская выразила искренний восторг творчеством Татьяны и Юрия Руденко, и назвала их произведения уникальными. Она говорила о силе духа художников, и об особом состоянии их души.
Подруга и единомышленник Татьяны Руденко, преподаватель изобразительного искусства Лариса Здор высказалась о мощном воздействии творчества художницы в целом, затронув тему цикла работ, посвящённых иконе: «Я свидетель того, что приобретённые работы Татьяны и Юрия в музеи и частные коллекции уже приносят свои плоды. Дело в том, что на икону молятся, у иконы просят о здоровье, чтобы пополнилась семья, и я свидетель того, как люди приходят и благодарят Татьяну за её иконы. То, что это именно иконы, и она несёт свет и духовность, в этом я уверена. И ещё я уверена: работы Татьяна Руденко обязательно войдут в историю за то, что она не побоялась высказать свою душу, и предложить эту душу нам с вами, и задуматься о многом, правильно ли мы живём».
Тем не менее, совершенно необычный взгляд на икону в творчестве Татьяны Руденко не нашёл повсеместного одобрения на открытии выставки. Феликс Гумен высказал мнение о противоречии между традиционным подходом к иконописи и восприятием православного образа у Татьяны Руденко. Он употребил слово «китч» которое мы не единожды слышали со стороны тех искусствоведов и коллег художницы, которые к её искусству относятся критически:
«В своё время, когда был ещё Советский Союз, я писал иконы. Потом, когда это стало всё официально, я прекратил это делать. Я мечтал расписать церковь в советское время. Но потом оставил своё желание. Это всё слишком свято. Иконописцы постились по три недели… Но когда я смотрю на эти выставленные иконы, я их не воспринимаю как иконы. Я воспринимаю их как картины с наплывом китча, с этаким украшательством. Иконы украшали, но это не главное в них. Относиться к иконе как к картине нельзя. Я их не приемлю. Что бы то ни было, душа не принимает их как иконы. На иконы хочется молиться. А это произведения чего угодно, но только не иконописи».
А где же православная церковь?
Как бы не относиться к иконописи Татьяны Руденко, нельзя не отметить её подчёркнуто радостную, насыщенную мощной энергетикой передачу сакральной традиции. Не зря её иконописный цикл Лариса Аленская назвала «уникальным творением рук человеческих». А священник Николай (Прусаков) подчеркнул искренность подхода Татьяны Руденко к православной тематике, и, главное, что её иконные образы освящать можно.
Это восприятие православной культуры, в котором господствуют радость, ощущение счастья, настроение праздника можно признать духовно эволюционным в сравнении с укоренившимся представлением о религиозности как о постоянной скорби относительно своей греховности и отрешённости от красоты мира сего. Творчество Татьяны Руденко возвращает представление об энергетической неисчерпаемости мироздания, оно наполнено восторгом полноты ощущения бытия. И это восхищение божественным миром также является качеством духовным.
Потому, когда мы задали вопрос художнице о наличии предложений работы над росписью храма, для нас было довольно странно услышать ответ, что таковых от иерархических лиц Русской православной церкви вообще не поступало. Причём, учитывая состоятельность РПЦ как религиозной структуры и наличия у неё множества меценатов, да и государственной поддержи тоже… А ведь при явном присутствии религиозного чувства у самой Татьяны Руденко, такого рода проект сотрудничества мог бы стать фактором преодоления излишнего внутрицерковного консерватизма, который имеет место быть, и нахождения современных средств выражения всё того же духовного содержания традиции в условиях новой эпохи.