Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске
Спектаклем «Шагал… Шагал…» театра имени Якуба Коласа ознаменовлось торжественное закрытие культурного проекта «Свадебная феерия “Влюблённые над городом”», посвящённого 100-летию со дня свадьбы Марка Шагала и Беллы Розенфельд.
Премьера спектакля режиссёра Виталия Барковского состоялась в далёком октябре 1999 года, ещё до того, как коласовский театр получил звание «Национального». Между прочим, именно эта постановка, которая взяла Гран-при на Эдинбургском фестивале в 2000 году, подтвердила в своё время всю обоснованность притязаний на получение высокого звания. Спектакль явился как творчески экспериментальным, так и раскрывающим дух традиционного Витебска, его культурную неповторимость.
Перед показом зрителям раздавались открытки с репродукцией картины Марка Шагала «Над городом», находящейся в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Изображение выражает мистическую историю нерушимой связи двух душ, предназначенных друг для друга, и пребывающих в сновидческом полёте. И сам спектакль предельно точно соответствует духу этой картины, являясь приподнятым над повседневностью. В то же время ему свойственны тончайшие психологические и бытовые нюансы, что только подчёркивает эту приподнятость.
Между прочим, программки на спектакль, которые продавались в театре, относились ещё к далёкому сезону 2000 – 2001 года. Это напоминало о том, что нынешний спектакль восстановлен Виталием Барковским, а также указывало на преемственность и неразрывность постановки. Несмотря на то, что она перенесена с Малой сцены на Большую, это всё тот же спектакль. Он сохранил свой камерный характер, обращаясь к душе каждого зрителя, к его глубинным воспоминаниям, резонирующим с культурной историей и коллективным бессознательным городской среды. Спектакль отличался той же самой воздушностью и музыкальностью, в полной мере соответствуя своему определению: «Этюды памяти».
Актёрский состав с прежней, «эдинбургской» версии, не претерпел существенных изменений. Добавились всего три новых актёра: Анастасия Чистобаева в роли Олечки, Виктор Дашкевич в роли Захара, и Дмитрий Коваленко (Фотограф). В роли Марка Шагала всё так же выступает Геннадий Гайдук, создавший одухотворённый и непосредственный образ художника земли Витебской. Сюжет спектакля раскрывает события, происходившие до окончательного отъезда Марка Шагала на Запад. И то, что молодого художника играет актёр, уже на протяжении более 30 лет выступающий на коласовской сцене, совершенно оправдано, исходя отнюдь не только из огромного таланта перевоплощения Геннадия Гайдука.
Спектакль является ретроспективным, и пытается раскрыть взгляд художника с высоты уже прожитых лет на собственную судьбу в связи с культурно-историческим прошлым своей родины и своего народа. При этом судьбы белорусского и еврейского народов справедливо показаны как неотделимые друг от друга. Конфликтная динамика на почве бытового антисемитизма положительно разрешается в образах Иды (актриса Анжелика Барковская) и Степановны (актриса Тамара Скворцова). Двум актрисам удалось выразить доброту и душевность, объединяющие их героинь: тонкую и интеллигентную у Иды, и непосредственную, бесхитростную у Степановны. Отсюда важный культурный посыл спектакля: белорусская и еврейская культуры на нашей земле неразделимы.
Вторая линия конфликтной динамики, выраженная в спектакле, не находит своего разрешения, именно она и является причиной вынужденной эмиграции Марка Шагала. Наглую, непросвещённую и бесстыдную советскую власть воплощает в себе образ Комиссара в блистательном исполнении Григория Шатько. При этом образ, созданный актёром, очевидно, в соответствии с режиссёрским замыслом, явно выходит за пределы функционера времён Гражданской войны. Это отображение всего подлого и самодовлеющего нечестия, воплощающего государственный консерватизм и идеи «автаркийности» евразийского пространства, который распространился и на советский, и на постсоветский период.
Ретроспективность спектакля отнюдь не говорит о его «музейности» или бытовой исторической повествовательности. Постановка Виталия Барковского свидетельствует о Витебске надисторическом, вечном и идеальном. И если говорить с точки зрения мистицизма, то демонстрация такого спектакля умножает и качественно совершенствует духовную энергетику города. В зрительном зале присутствовал автор пьесы Владимир Дроздов, который по окончанию показа сценического произведения говорил о нестареющем спектакле, нестареющих актёрах, и пожелал артистам и зрителям свершений в жизни и творчестве.