Анна Большова: мы с сестрой несколько не уродились…
Накануне спектакля «Па-дэ-дэ», который прошел в рамках проекта «Театральные встречи» на фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», на «Звёздный час» в пресс-центр пришли режиссёр постановки Александр Васютинский и исполнительница одной из главных женских ролей Анна Большова.
Естественно, основное внимание журналистов было приковано к популярной актрисе театра и кино. Однако право представить спектакль всё-таки было у режиссёра.
- Это пьеса известного питерского драматурга и критика Татьяны Москвиной, - рассказал Александр Васютинский. - Это очень качественная драматургия. Должен сказать, что когда артисты предложили мне эту пьесу, я в первый раз отказался. Потому что она не совсем подходит для коммерческого театра. Как я и предполагал, репетиции были мучительными, но плодотворными.
С тем, что репетиции были тяжелыми, тут же не согласилась Анна: «Для меня это новость. По-моему, мы вообще были зайками». О предстоящем спектакле коллеги по цеху больше практически не говорили. И это интриговало. Тем не менее, они с удовольствием отвечали на вопросы журналистов и откровенно высказывались на самые разные темы.
О Витебске и фестивале
Анна Большова: Здесь сразу чувствуешь – очень тёплую, радушную атмосферу. Сначала мы как-то повозмущались: ну зачем нам эти бейджики (речь идёт об аккредитации), мы на один день приезжаем. А потом чувствуешь, что это – как олимпиада, это большое, глобальное, серьёзное событие. И это правильно.
Я очень хочу посетить дом Шагала, я очень хочу в галерею. Мне сказали, тут можно посмотреть Дали и Пикассо. На самом деле, в пять репетиция, и я не знаю, как всё успеть, потому что планов очень много. Хочется пройтись по ярмарке. В Витебске я была когда-то в очень-очень далёком детстве, проездом. Конечно, я ничего не помню.
О семье
Анна Большова: Я действительно родилась в семье «технарей». Бабушка была доцентом университета, дедушка - профессором, он изобрёл первый радиотелескоп. За что в своё время получил Государственную премию. Дядя и тётя у меня тоже физики. Все нормальные, приличные люди. А вот мы с сестрой несколько не уродились. Сестра моя закончила Московскую государственную консерваторию. Она совершенно замечательный пианист, педагог, занимается с детками.
А я в другую бабушку. Бабушка по материнской линии была актрисой. Хотя надо сказать, что все мои физики были очень творческими людьми. Дед организовывал большие праздники со стенгазетами, с песнями. И он, и папа пели замечательно. Моему брату сейчас 15 лет. Специалисты сказали, что и у него намечается какой-то колоссальный голосина. Поскольку объединяют нас именно отцы, то надо сказать, что все эти физики вполне себе лирики.
О частном театре
Александр Васютинский: Как правило, частный коммерческий театр не занимается экспериментами, не занимается поиском. Он эксплуатирует то, что найдено в театре репертуарном. Артисты, художники режиссёры приходят с определённым багажом. Это не значит, что спектакли в коммерческом театре обязательно плохие. Они могут быть даже лучше, чем в репертуарном театре. Но в силу как правило экономических причин, мы не занимаемся там поиском. Мы используем свою профессию, опыт, талант для того, чтобы в отведённое нам время и бюджет попытаться сделать всё возможное.
Есть старая театральная шутка о том, чем плохой актёр отличается от хорошего. У плохого актёра 2-3 штампа, а у хорошего – 30. Поэтому я и говорил, что пьеса не очень подходит коммерческому театру. Это хорошая драматургия и со старыми штампами туда не придёшь. И я артистов предупредил сразу, что в такой материал надо приходить, что называется, с пустыми карманами. И я очень рад, что именно такой подход к процессу удался. Я думаю, что и для артистов, которые играют в этом спектакле – это тоже определённый этап в творчестве. Удалось зацепиться за процесс. Никто не приходил с результатом. Все работали. Потому я и говорю, что репетиции были мучительными: все работали всерьёз и помногу часов.
Об отношениях актёров с режиссёрами и ценности проектов
Анна Большова: Когда тебя приглашают в проект, ты естественно читаешь материал. Он тебя может заинтересовать настолько, что ты готов закрыть глаза на те деньги, которые тебе за это заплатят. Потому что это – ради профессии, ради творчества. Либо материал покажется так себе. Тогда ты больше обращаешь внимание на стоимость продукта. Потом спрашиваешь, кто партнёры, кто режиссёр.
После встречаешься с режиссёром, смотришь ему в глаза и начинаешь говорить. Тогда и становится понятно, что у нас общее. Дальше мы познаём друг друга. Если работа происходит в режиме диалога, в режиме того, что мы – соавторы, это одна история. А бывает, человек уже имеет определённый статус. Например, работа с Марком Захаровым особого диалога не предполагает. Но у тебя есть настолько большой кредит доверия этому человеку, подтверждённый его работой, что ты готов бросаться в тот омут, который он тебе предлагает. И выполнять его задачи. Что называется, потом дойдёт, потом домыслишь. Хотя это не значит, что ты не можешь выступать с какими-то предложениями.
Бывает, ты понимаешь, что вы с режиссёром вообще друг друга не видите и не слышите. Вы на разных волнах. Мне приятно, что складывается впечатление, будто я такая белая и пушистая. Но если надо, я могу открыть рот. И пока не отстаю то, что считаю правильным и справедливым, я буду биться до последнего. Но при этом мне всегда проще, когда с партнёром хорошие отношения.
Об участии в реалити-шоу
Анна Большова: В «Последнем герое» я отказалась участвовать. Я бы не хотела там участвовать не потому, что люди увидят меня без макияжа, это меня совершенно не пугает, я крашусь только по делу.
Здесь то же самое, что касается и театра, и сценариев, которые мне присылают. Если мне это интересно, я соглашусь. Мне было интересно поучаствовать, например, в «Форд Боярд». А семья, провожая, сказала: «Давай, познай свой максимум». Я его познала. Когда мне надо было над тиграми по канату проходить, я поняла, что я ни разу не герой. Мне было дико страшно. Я, конечно, не уложилась ни в какое время. И поняла, что это – ок! – мой максимум. Я его познала. В «Большие гонки» я тоже пришла из интереса. Я увидела это в реальности и со многим была не согласна: тут неправильно, тут не продумано, тут небезопасно.
Там как раз я познакомилась с Ильёй Авербухом. И узнала о проекте «Звёзды на льду». Я считаю, что этот проект выгодно отличается от того же «Последнего героя». Ведь последний провоцирует в человеке – и зритель это видит – негативные качества. А я считаю: зачем? Зачем смотреть все эти шоу «за стеклом»? Помимо того, что мне это не интересно, я думаю, это не вполне правильно. Потому что мы все и так достаточно неприятные люди. Для чего ещё и смотреть на это со стороны? Для того, чтобы ещё поглумиться, посмеяться, почувствовать, что я-то не такой. Да ничего, тоже такой.
А что касается таких проектов как «Звёзды на льду», который потом разросся в «Ледниковый период», шоу «Повтори», «Один в один»… Такие проекты имеют позитивный посыл. Несмотря на то, что они носят форму соревнования, всем понятно, что это – шоу.
И во-вторых, в интересных для меня проектах я соглашаюсь принимать участие для того, чтобы меня приглашали со спектаклями, с гастролями по всей стране, чтобы не только в Москве меня видели, а для этого нужно телевидение. Потому что только телевидение даёт широкую популярность.
О «служебных романах»
Анна Большова: К романам отношусь положительно. Но считаю, что это – личное дело каждого. Далеко не всегда для того, чтобы играть чувства с партнёром, с ним надо иметь какие-то отношения. Даже, скорее, наоборот. Когда я играю «Королевские игры» с Александром Лазаревым, я понимаю, что так его люблю! Это такое чувство! Но это чувство с семи часов вечера до половины десятого. Дальше я к нему очень хорошо отношусь. И это замечательно. Потому что когда смешиваются эти отношений, когда мы переходим какую-то грань, возникает столько осложнений, взаимных претензий, что начинаешь думать: а может, лучше не надо. Я не вижу в этом необходимости. А дальше – как я уже сказала - личное дело каждого.